TrueView (trueview) wrote,
TrueView
trueview

Category:

Творогов и Велесова книга (часть 1)

Вот, слова наши истинны, а их — лживые.
Они ведь ложь рекут, и её и имеют.

(«Велесова Книга»)


В 2004 году в санкт-петербургском филиале издательства «Наука» вышла книга под названием «Что думают ученые о ‛Велесовой книге’» (ВК) [1] под общей редакцией известного лингвиста О. В. Творогова. В книге О. В. Творогов пишет:

«Весьма странна и хронология ВК. Она противоречит не только данным современной науки, но и принципам средневекового летоисчисления, и элементарной арифметике. Желая потрясти воображение, создатели ВК оперируют, как правило, огромными временными масштабами в 500, 1000, 1300 и 1500 лет (см. дощечки 4б, 5а, 7б, 7в, 7г, 8, 9а, 17а). Причем совершенно непонятна система отсчета лет. Во всех хронологических системах античности и средневековья отсчет времени велся от древнейшего события к последующим: от основания Рима, от первой олимпиады, от «сотворения мира» и т. д. В ВК мы, напротив, находим в основном отсчет от последующего события к предыдущему: «за 1500 лет до Дира», «за 1300 лет до Германариха» и т. д.


Обратим внимание и на следующее. Создатели ВК замахнулись на изложение истории наших предков за 1800 лет. Но у них не хватило выдумки заполнить событиями столь значительный временной диапазон, и в ВК рассказывается по существу лишь о двух периодах — IX—VIII веках до н. э. и о времени начиная с III века н. э., со времени прихода в Причерноморье готов. Но и тут ВК оказывается не в ладах ни с логикой, ни с арифметикой. Если Богумир жил за 1300 лет до Германариха (погибшего в 375 году н. э.), то, следовательно, время Богумира — IX век до н. э. Но на другой дощечке говорится, что от праотца Оря (как мы помним — сына Богумира!) до Дира прошло 1500 лет. Дир, согласно преданиям, жил в IX веке н. э. и, следовательно, Орь жил в VI веке до н. э., три века спустя после Богумира. По свидетельству дощечки 5а, за 1500 лет до Дира наши предки поселились на Карпатах, где прожили 500 лет, а на дощечке 7г говорится, что от «исходу» от Карпат до Аскольда (современника Дира) прошло 1300 лет. Примеры подобных несообразностей можно продолжить.

Есть и еще особенность ВК, также раскрывающая «методику» ее создания. Говоря о длившихся сотнями лет (!) битвах русичей с готами, гуннами, римлянами, греками, автор ВК умудряется избежать всякой конкретности: не назван по имени ни один римский и византийский император или полководец, ни один вождь гуннов, а из готских вождей упоминаются лишь Германарих (дощечки 5б, 6д, 9а, 14, 23, 27), имя которого хорошо известно по разным источникам, и Галарех (?), которого комментаторы ВК отождествляли с вестготским королем Аларихом (ок. 370-конец 410).

Подробности войн с Римом и Византией в ВК отсутствуют, видимо, не случайно: история этих стран слишком хорошо известна, и любая конкретизация событий грозила немедленным разоблачением фальсификата. Поэтому автор ВК ограничивается лишь общими ссылками на «римлян» и «греков», а из географических ориентиров упоминает лишь, хорошо известную по русским летописям и византийском источникам Корсунь (Херсонес), город Сурож (упоминая его в той огласовке, в какой византийская колония Сугдея впервые поименована в «Слове о полку Игореве») да неведомую «землю Трояню», которую, однако, никак не локализует.

Итак, перед нами сочинение крайне примитивное, свидетельствующее не только об ограниченности знаний его создателя, но и об отсутствии у него даже литературной фантазии: не случайно в ВК встречаются постоянные возвращения к одним и тем же коллизиям, к одним и тем же именам и «фактам», без каких-либо попыток представить более конкретную картину событий, охарактеризовать — пусть в типичных для средневековой историографии традиционных «портретах» — исторически деятелей, воспроизвести эпизоды какой-либо битвы и т. д. Трудно найти среди средневековых хроник и летописей даже самого низкого уровня произведение столь же убогое по мысли, с таким же отсутствием логики повествования, столь же бедное при обращении к конкретным фактам столь же «безлюдное», столь лишенное топонимических ориентиров. Словом, и анализ «историографии» ВК говорит о том, что перед нами неудачно смонтированный фальсификат
».



Прокомментирую некоторые высказывания О. В. Творогова:

1.) О. В. Творогов: «Но и тут ВК оказывается не в ладах ни с логикой, ни с арифметикой. Если Богумир жил за 1300 лет до Германариха (погибшего в 375 году н. э.), то, следовательно, время Богумира — IX век до н. э. Но на другой дощечке говорится, что от праотца Оря (как мы помним — сына Богумира!) до Дира прошло 1500 лет. Дир, согласно преданиям, жил в IX веке н. э. и, следовательно, Орь жил в VI веке до н. э., три века спустя после Богумира».

Похоже, что и сам О. В. Творогов не в ладах с арифметикой. Богумир жил за 1300 лет до Германариха — 925 год до н.э., т.е. X век до н.э. Деяния Дира отмечены под 850 годом нашей эры и 1500 лет до Дира — это 650 г. до н.э. или VII век до н.э.

2.) О. В. Творогов: «Во всех хронологических системах античности и средневековья отсчет времени велся от древнейшего события к последующим: от основания Рима, от первой олимпиады, от «сотворения мира» и т. д. В ВК мы, напротив, находим в основном отсчет от последующего события к предыдущему: «за 1500 лет до Дира», «за 1300 лет до Германариха» и т. д.»

Скажите Святояру ... чтобы узреть нам зраком тельным того боляра, героя нашего, который со Скотичем Готов поразил ... А были славные деянья те от прихода Славянских людей на Русь через девятьсот три года ... Потому как внезапно и грабительски они на нас напали ... Тогда единым князем был Святояр ..., который-то собрал Борусов ... на ... Русколани ... И взяли Русколань ... и вооружились Борусы и пошли на Готов из Воронженца ... Там было десять темей отборных боянов конных и никак не пеших ... Так вот и бросились на них ... Сеча злой и короткой была. И посвирепствовала та сеча до вечера, и с Готами покончили ...

В тысячу вторую лет ... разделу они подпали, и одиночество проснулось, и стали они работать как рабы ... сначала Готам, которые крепко их обдирали, потом Хазарам, как объявились они, каганам... а ведь чрез нераденье наше поначалу вправду торговыми гостями на Русь пришли. Поначалу были велеречивыми, и стали злобными потом и Русичей давить ...

Вот подробности, как начались мы в округе этой. Скажем так, что лет за тысячу пятьсот до Дира наши Прадеды в Карпатские горы пошли и там поселились, и жили спокойно. И роды ведь управлялись сами Родичами Отцами, а старейшина Рода был Щеко из Ириан.

Он ведь учил, что Паркун нам благоволит, потому как мы Его почитали, и такой наша жизнь была лет пятьсот. А там и двинулись мы к восходящему солнцу и к Непре пошли. Та ведь река к морю течет. И к полуночи мы сели на ней и звалась Непра препятствием, потому как вожди ... И там поселились они и пятьсот лет все сами собой управлялись, и так были Богами хранимы и многими, которых зовут соязычниками. Ильмеров множество было там, огнищан оседлых. И так скот себе водили в степи, да и там так Богами хранимы были. Может, так еще Орей Отец водил их. И денежек и золота много имели, и богато жили мы с вами.

И так Стрибы свищут в степях и Бореи гудят к полуночи об опасности для нас. Была тут сеча великая, чтобы с Язами и Костобоками сразиться, с пакостными убегающими ворами говяд наших. И брань та двести лет вот так была. И родичи к Ляхам убежали, ввержены во беды, и там осели. Сто лет спустя там были Готы Германреха и злобились на нас. И брань большая тут была, и Готы были потеснены и отброшены до Донца и Дона.

Вот, после ста двадцати лет битвы, потому как Готов подпирали сзади Гунны и Берендеи, они пошли на полночь между Ра рекой и Двиной. Там-то пропал Германрех, и Гуларех повел их на новые земли. Вот Гунны с Берендеями и говядами своими и остались в тех краях. Было там много коней и говяд, трава обильная и вода живая. А тут Гуларех привел новые силы свои и отразил Гуннов во главе многих, и пошел на нас.

И так не было у нас иного прибежища, как Они, и выбирали мы князей из вождей. Они же были от Овсеня до Овсеня, им же платили мы дань от полюдья и, страшась, водили стада свои и обрабатывали землю, жито наше. И так жили мы с вами и пятьдесят лет творили битву великую всякий день с Гуннами и Готами, но не с Берендеями. У них же был князь Саха, и он премудро мира искал от Русов и был наш друг. Берендеи ходили потиху. Это ведь Гунны суть воры, и борьба с ними была тяжкой. Она ведь длилась лет сто, и Гунны остались на готской земле ...

От Отца Орея и до Дира было тысячу пятьсот лет. Вот, те Праотцы наши знали медные мечи. Так ведь Твастер им сказал сделать железные и брать коней, которые бегут от Богов к нам.

Во время ж нападенья Готов и появления варягов избирали себе князей вожди. И те юношей вели на сечу на суровую. А вот Ромеи на нас посмотрели и замыслили недоброе на нас. И пришли с колесницами своими и железной броней, и ударили на нас. И потому оборонялись мы долго от них и отогнали их от земли нашей, и Ромеи ведают, как дорожим мы жизнью своей, и оставили нас на том. Так Греки хотели поработить нас в Хорсуне, и бились мы ожесточенно против рабства нашего, и была борьба и война великая тридцать лет, и они оставили нас.

Посмотри же, народ мой, какой ты обезопасенный народ! И в том не ошибешься, судя по ранам твоим! И не бросишься ты рядиться (?), чтоб мы с вами врагов погнали, и от беды избавитесь, и жизнь другая будет у вас. Потому как были мы с вами гордыми, и не подчинились им. И более тяжкие поражения будут за нами. И мы после тех тысячи пятиста лет как многие бывали у нас битвы и войны а всё мы живы, благодаря жертве юношей и воевод.

Тысячу лет отбивались мы от Ромеев и Готов. И Сурьянта с нами. Но не забудем, как Готы соединились с Гуннами на нас. И Галарех набросился с полночи, а Гунны от полудня. И тут плакали Русколань и Борусь, поскольку Гунны вооружали Готов. Тут Русы поднялись своей силой и Гуннов отразили, сотворяя край Антский и Скуфь Киевскую.

Ведь спустя тысячу триста лет от Карпатского исхода Аскольд злодей пришел на нас. Тут загнулся ты, народ мой, от такого лада и, сказав, что "любо", пошел под стяги наши. И защита-то та от врагов на Руси могучий Сварог наш, а не Боги другие. А помимо Сварога нет у нас ничего кроме смерти.

К тому еще мы вспомним Дира, то есть того, который на нас напал и разбил нас за разделы наши и усобицу. А после варяги Эрек с Асеком уселись на шею нашу и опротивели до крайности нам. Есьмы потомки рода славного мы, что пришел к Ильмерцам и уселся там до Готов. И вот уж лет и тысяча тому. Пошли на нас Колоты (?), с железами своими повстречали нас. Поворотились они к заходу Солнца, Которое во твердой руке нас держит, от орала-то и до меча и страх ему наводит на чреслы, от нашей земли прогнав.

Сотворились роды те на семи реках, где мы обитали за морем в Крае Зеленом, куда скот водили древле до исхода к Карпатским горам. То были те лета за тысячу триста до времени Германреха. В те времена была война великая на берегах моря Готского, и там Праотцы накидали курган из тех камней белых, под которыми погребли боляр и вождей своих, которые в сече пали.

Тут ведь муж рода Белояра пошел по ту сторону Ра реки и предупредил там Синьцев, идущих к Фряжцам, что Гунны на острове своем и поджидают торговых гостей, чтобы обобрать их. Было то за полста лет до Алдореха. А еще древнее был род Белояра сильным. Гуннские гости оделись как мужи Белояра и сказали, что дадут ему серебро за то и два коня золотых. Они пошли куда-то в другое место и избежали угрозы нападения Гуннов, и так прошли мимо Готов, которые так же свирепы на Непрядве и на Днепре. А князья их не честны и дважды дань берут. Так ведь гостей, спасшихся у нас, они повернули в землю Синьскую, и не пришли они уж никогда.

И так стояла та земля пятьсот лет. И вот, вслед за тем открылась между Русичами усобица, и враждовали они и силу потеряли, потому как были у них стычки и възълаяждение сен.

А в те века мы управлялись родами и князьями. И вот князь был Бравлин, который оборол Эллинов у берегов морских. С битвой идем мы на пастбища те и там разводим скот. И Скуфи давали попасти скот в степях. Вот, будет это у нас, а так Грецколане уселись снова и строили города, и злобились на нас. Тогда пошли мы на полночь и были там двести лет, и там мы и есьмы, и вы есте, и они суть от тех времен и доныне.

Стали Скифы и Сурьме (сарматы) родичами. Десять сот лет скот пасем и поле роем. А Греки наше жито брать стали и менять, по-своему благодетельствовать и ...

Не Птица ли Матерь Всех славу речет нам и просит нас от них Отцовскую Славу защитить? И нет у нас дерзости встать на рать, да и мечами своими брать землю нашу, врагами отобранную. Вот ведь тысячу и триста лет храним мы Святыни наши, а сегодня жены наши говорят, что блаженны мы и потеряли разум, и есьмы как какая-то овца малая перед теми. И не смеем одеть оружие и мечом разить врагов наших.

Вот, (? неразборчиво) после готской войны опорушили всё, и Русколань оставили, к Кию побежали, чтобы поселилиться в землях тех там, где ходили на битву со степью вражеской и себя оборонять от тех. И так было лет за тысячу триста от Отцов киевских, триста от жизни в Карпатах и тысячу от Кия града. Иная часть пошла в Голунь и там и осталась, а другая к Кию граду. И первая есть Русколань, и вторая Кияне, которые Сурень-то чтят, со скотом ходят и стада водят десять веков по земле нашей.

Бьет крыльями Матерь Всех Слава и речет нам о трудном часе засухи и мора говяд. И вот знаем мы как речено Праотцами как Кельты помогли им, и вот, Праотцы пошли к ним. И так сто лет они нам помогали, и также Ильмы, то есть Илеры, и мы с ними есьмы родичи. И вот, Род Рожанич держит нас у Сердца Отчего и охранит нас от врагов.

Ведь Аскольд идет с варягами своими на нас. И се, Аскольд враг наш. Вот, речет нам, что пришел по желанию нашему, а лжет, потому как он есть враг поистине, потому как Грек. И вот, Аскольд есть враг, вооруженный для того, чтобы гостей Эллинских охранять, там, где они ходят до Непры реки. И вот, Аскольд пришел к нам с Кнудом через двести лет после Алдореха и хочет править нами. И вот Дирос Эллин говорил "смирный" о себе (?), а вот нас давил прежде тех. И вот, Аскольд одолел Дироса и он теперь один на место то. И так он враг наш, и не хотим его как врага.

И вот, Эрек идет. И вспомним, как римские орлы (неразборчиво) поражены были дедами нашими на устье Дунайском. И вот, Траян напал на Дулебов. И вот, деды наши пошли на легионеров тех и раскидали их. И то было за триста лет до нашего времени, и нам надобно это держать в памяти.

И вот, Траян был за пятьсот лет до Готов. И так и сегодня говорим, что волюшка наша не перестанет до конца жизни нашей. И достойно нам биться за жизнь нашу мечами. И это речет вам Хоругынь от Отца Орея.

И вот Кий умер, тридцать лет правив нами. А после него был сын Лебедян, который звался Славер, и он жил двадцать лет. А после него был Верен из Великограда, также двадцать. И после него Сережень десять.

И Готы пришли в степи наши, зло творя. И се, доблестное время было у Праотцев наших, воевавших за жизнь. Вот, мы славны, потому как славим Богов. И мы Богов внуки, Ишвары нашего и Даждьбога. И также терпим мы от злых, а прежде силу имели великую от Них и оборонялись весьма от налетов Готов скоро уже шестьсот лет. И тут Ильмерцы нас поддержали. И так одержали мы победу над врагами. Вот, у них десять рехов было и они, сражаясь весьма, воины ли храбрые, тут на них напали. Они начали хитрить: "Другие-де мы, воюй с другими", потому как мечи-де поржавели, вымененные на баранов и овец, а они Твастером творятся в Сварге только.

И вот Гематерех отступился, и Готы уселись на Калке Малой и направились к берегам морским, и так землями овладели до Дона. И после той Дону реки есть Калка Большая, которая является границей между нами и остальными племенами. И там вот Готы бились четыреста лет со своими врагами.

Из всего множества фрагментов, в которых упомянуты временные промежутки или указана временная привязка, только в шести из них используется обратный отсчет. Фрагмент с Диром был повторен, а два других фрагмента звучат ровно так же, как и в нашей современной жизни (...было то за полста лет до Алдореха...; ...и то было за триста лет до нашего времени). Автор ВК поступил крайне благоразумно, введя начальную точку отсчета (исход из Семиречья), и привязав ее к выдающемуся событию для него — готско-славянской войне времен Германариха. Привяжи он это событие к его времени — а мы не знаем, когда он творил — то время исхода так и осталось бы тайной.

3.) О. В. Творогов: «...автор ВК умудряется избежать всякой конкретности: не назван по имени ни один римский и византийский император или полководец, ни один вождь гуннов, а из готских вождей упоминаются лишь Германарих (дощечки 5б, 6д, 9а, 14, 23, 27), имя которого хорошо известно по разным источникам, и Галарех (?), которого комментаторы ВК отождествляли с вестготским королем Аларихом (ок. 370-конец 410)».

Назову имена готских королей, встречающиеся в тексте ВК, с цитатами:

1. Германарех
2. Гуларех
3. Галарех
4. Детерех
5. Алдорех
6. Оторех
7. Конорех
8. Готорех
9. Гематерех


Вот, после ста двадцати лет битвы, потому как Готов подпирали сзади Гунны и Берендеи, они пошли на полночь между Ра рекой и Двиной. Там-то пропал Германрех, и Гуларех повел их на новые земли. Вот Гунны с Берендеями и говядами своими и остались в тех краях. Было там много коней и говяд, трава обильная и вода живая. А тут Гуларех привел новые силы свои и отразил Гуннов во главе многих, и пошел на нас.

Но не забудем, как Готы соединились с Гуннами на нас. И Галарех набросился с полночи, а Гунны — от полудня. И тут плакали Русколань и Борусь, поскольку Гунны вооружали Готов. Тут Русы поднялись своей силой и Гуннов отразили, сотворяя край Антский и Скуфь Киевскую.

После же Галареха те, что остались, Готы ушли на полночь и там исчезли, и Детерех вел их, и после же о них не знаем ничего.

Гуларех = ? Галарех = Аларих — вождь герулов.

Иордан: «После того как король готов Геберих отошел от дел человеческих, через некоторое время наследовал королевство Германарих, благороднейший из Амалов, который покорил много весьма воинственных северных племен и заставил их повиноваться своим законам. Немало Древних писателей сравнивали его по достоинству с Александром Великим. Покорил же он племена: гольтескифов, тиудов, инаунксов, васинабронков, меренс, морденс, имнискаров, рогов, тадзанс, атаул, навего, бубегенов, колдов.

Славный подчинением столь многих [племен], он не потерпел, чтобы предводительствуемое Аларихом племя герулов, в большей части перебитое, не подчинилось — в остальной своей части — его власти.

По сообщению историка Аблавия, вышеуказанное племя жило близ Мэотииского болота, в топких местах, которое греки называют «ele», и потому и именовалось элурами.

Племя это очень подвижно и еще более — необыкновенно высокомерно. Не было тогда ни одного [другого] племени, которое не подбирало бы из них легковооруженных воинов. Хотя быстрота их часто позволяла им ускользать в сражении от иных противников, однако и она уступила твердости и размеренности готов: по воле судьбы они [элуры] также, наряду с остальными племенами, покорились королю гетов Германариху.

После поражения герулов Германарих двинул войско против венетов, которые, хотя и были достойны презрения из-за [слабости их] оружия, были, однако, могущественны благодаря своей многочисленности и пробовали сначала сопротивляться. Но ничего не стоит великое число негодных для войны, особенно в том случае, когда и бог попускает и множество вооруженных подступает. Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, — именно при перечислении племен, — происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха.

Умом своим и доблестью он подчинил себе также племя эстов, которые населяют отдаленнейшее побережье Германского океана. Он властвовал, таким образом, над всеми племенами Скифии и Германии, как над собственностью».

И вот Жмудь (жемайты) рассказала нам о Готах, которые с Детерехом пошли к полуночи, и там Жмудь повернула их на полдень. И вот идут они на Ромеев и там воюют с легионерами и воинами другими, берут выкуп великий от них. И вот вторгаются в земли их. И вот, Детерих убит был Крехимом. Вот ведь, Готы эти противны Богам, и Те выплевывают их.

Детерих = Дитрих (Dietrich) = Теодорих Великий или его отец Теодемир.

Теодорих Великий (готск. Þiudareiks, лат. Flāvius Theodoricus, греч. Θευδέριχος, др.-англ. Þēodrīc, нем. Dietrich von Bern, др.-исл. Þjóðrekr, Þiðrek; 451 — 30 августа 526) — король остготов, правил в 470 — 526 годах, из рода Амалов. Сын Теодемира и его любимой наложницы Эрелеувы (Эрелиевы). В 489 году вторгся в пределы Италии и к 493 году завоевал весь Апеннинский полуостров и Сицилию. Фактически объединил всю Италию в государство остготов со столицей в Равенне, где сохранился мавзолей Теодориха. Прообраз германского фольклорного героя — Дитриха Бернского.

Теодемир — король остготов, правил в 469 — 474 годах, из рода Амала. Сын Вандалара, брат Валамира и Видимира I. При жизни Валамира оба младшие братья его, Теодемир и Видимир I, не нося королевского сана, участвовали в управлении остготским народом и стояли во главе отдельных его племён. По разделу между братьями земель в Паннонии, Теодемир поселился с частью остготского народа у озера Пелсо (ныне Балатон). Владения братьев были так удалены одно от другого, что, когда сыновья Аттилы напали на короля Валамира, «беглого своего раба», Теодемир не мог ему оказать помощи (456 год). Утверждают, что в день, когда прибыло известие о поражении гуннов, любимая наложница Теодемира Эрелива родила сына, знаменитого впоследствии Теодориха Великого. Последний в восьмилетнем возрасте был отправлен в Византию заложником. Брак родителей Теодориха никогда не был полноценным. Возможно, их разделяли религиозные противоречия, либо они имели разное этническое происхождение. Хотя один из источников называет мать Теодориха готкой, у Эрелеувы, возможно, даже не было германского имени (слово «Эрелеува» толкуется как «любимая-меч»). Поэтому не исключено, что у Теодориха мать была из римских провинциалов.

В 468 году, в то время как силы остготов были связаны на востоке в борьбе с сыном Аттилы Денгизиком, через готскую Савию на Далмацию двинулись северопаннонские свевы. Они смогли беспрепятственно пройти по территории Теодемира, угнать готский скот, и, нагруженные добычей, повернули обратно. Однако Теодемир встретил их у озера Пельсо и взял в плен вместе с их предводителем Хунимундом. Чтобы получить свободу, свевскому королю пришлось стать «сыном Теодемира по оружию». В 469 году в борьбе со скирами пал старший брат Теодемира Валамир. После его смерти Теодемир стал верховным королём остготов.

В 469 году против остготов образовалась римско-варварская коалиция. Свевский король Хунимунд соединил свои войска с воинами некоего Алариха, другого свевского короля или же короля эрулов, со скирами под началом Эдики, отца Одоакра, и Хунульфа, старшего брата последнего, а также с сарматскими королями Бевки и Бабая и — при поддержке гепидских и ругийских отрядов — двинулся на готскую Паннонию. Одновременно, восточно-римский император Лев I Макелла приказал развернуть в тылу готов, подвергшихся атаке варваров, регулярную армию. Сражение произошло на реке Болия (локализация вызывает затруднения, известно только, что это правый приток Дуная в Паннонии). Остготы победили. После этого приближающееся императорское войско повернуло обратно. Лев I уступил и отпустил юного Теодориха с богатыми дарами на родину, причём какая-либо ответная уступка остготов не упоминается.

Битва при Болии вызвала явные признаки раскола среди побеждённых. Сначала ушли сыновья разбитого скирского короля Эдики: старший, Хунульф, поступил на восточноримскую службу, младший, Одоакр, стал солдатом в Италии. За ним последовали многочисленные эрулы и руги, а также туркилинги; позже Одоакр считался их королём. Зимой 469/470 года Теодемир пошёл войной на свевов — ядро анти-готской коалиции. Однако Хунимунд и его свевы отступили и переселились выше по Дунаю на запад. Оставшиеся в западной и южной Паннонии свевы попали под власть остготов. Этот процесс беспокоил «кремсских ругиев» так как теперь остготы контролировали любые контакты с Италией. Их король Флакцитей стал проводить политику сближения с остготами и около 470 года женил своего сына Фелетея (Феву) на остготке Гизо из рода Амалов.

Вернувшийся в 469/470 году из Византии Теодорих принял власть над частью королевства своего дяди Валамира и начал помогать отцу в его походах. Во главе 6000 воинов из подвластной ему третьей части племени Теодорих перешел Дунай и напал на короля сарматов на Тисе Бабая, который, пользуясь трудностями возникшими у готов в последнее время и при поддержке Константинополя, начал вторгаться на их владения. Теодорих разбил сарматов, убил Бабая, после чего захватил его резиденцию Сингидун (совр. Белград). Теодорих оставил Сингидун себе.

Вскоре произошёл разрыв с Византией. Остготы были недовольны своими жилищами в Паннонии. При примитивном способе возделывания почвы земля не могла прокормить многочисленный народ. Императорское жалованье было скудно (300 фунтов золота), а походы на соседей доставляли все менее и менее добычи. «С великим криком» народ заставил короля Теодемира покинуть Паннонию и поискать лучших земель. Это могло произойти только за счёт обеих империй. Видимир I был отправлен на запад, для нападения на Италию, а сам король двинулся на Византию. Причина разделения народа заключалась в невозможности пропитать во время пути столь многочисленные массы. Западно-римский император отклонил грозивший ему удар и убедил Видимира поселиться в Галлии, где остготы слились с вестготами.

Теодемир же беспрепятственно дошёл до Наисса (совр. Ниш), где готы, вероятно, провели зиму 473/474 года Теодорих использовал вынужденную паузу для вооруженного разведывательного рейда, который через Косово поле привёл его в долину Вардара, а оттуда в окрестности Ларисы в Фессалии. При этом в его руки попали города Каструм Геркулис (совр. Курвинград), Ульпиана (совр. Липляны), Стобы (близ совр. Градско) и Гераклея (совр. Битола). Явно довольный успехами сына, Теодемир в начале лета 473 года ударил по Фессалоникам. Этот крупный город он, правда, не смог взять, но зато был заключен очень выгодный для готов Теодемира договор. Их расселили в семи македонских городских округах: Эвропе, Кирре, Пеле, Берее, Мефоне, Пидне и Дионе.

Резиденцией Теодемир избрал Кирры, здесь же он созвал собрание готов, чтобы провозгласить своего сына Теодориха наследником, и здесь же скончался в 474 году.

Вполне вероятно, что сведения, дошедшие до автора ВК, могли подвергнуться значительному искажению. Однако, трудно не заметить созвучие имени Крихем с топонимом Кирры, где и скончался Теодемир.

И вот, Аскольд пришел к нам с Кнудом через двести лет после Алдореха и хочет править нами.

Тут ведь муж рода Белояра пошел по ту сторону Ра реки и предупредил гостей, чтобы обобрать их. Было то за полста лет до Алдореха. А еще древнее был род Белояра сильным. Гуннские гости оделись как мужи Белояра и сказали, что дадут ему серебро за то и два коня золотых. Они пошли куда-то в другое место и избежали угрозы нападения Гуннов, и так прошли мимо Готов, которые так же свирепы на Непрядве и на Днепре. А князья их не честны и дважды дань берут. Так ведь гостей, спасшихся у нас, они повернули в землю Синьскую, и не пришли они уж никогда.

И были повержены Русколане Готами Германреха. А он хотел жену из рода нашего и ее повредил. Вот, вожди наши понеслись на него. Германрех разбил их и поверг Русов. Ведь Буса же и семьдесят других он распял (?). И тут печаль великая была на Руси. И встал молодой Вендеслав и собрал Русь и повел ее на них. И в тот раз разгромил Готов.

Этот сюжет перекликается с описанием у Иордана. И только у Иордана (!) названо такое же число казненных:

«Германарих, король готов хотя, как мы сообщили выше, и был победителем многих племен, призадумался, однако, с приходом гуннов. Вероломному же племени росомонов (Rosomonorum gens infida), которое в те времена служило ему в числе других племен, подвернулся тут случай повредить ему. Одну женщину из вышеназванного племени [росомонов], по имени Сунильду, за изменнический уход [от короля], ее мужа, король [Германарих], движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав ее к диким коням и пустив их вскачь. Братья же ее, Cap и Аммий, мстя за смерть сестры, поразили его в бок мечом. Мучимый этой раной, король влачил жизнь больного....

...по смерти короля их Германариха они (остготы), отделенные от везеготов и подчиненные власти гуннов, остались в той же стране причем Амал Винитарий удержал все знаки своего господствования. Подражая доблести деда своего Вультульфа, он, хотя и был ниже Германариха по счастью и удачам, с горечью переносил подчинение гуннам. Понемногу освобождаясь из-под их власти и пробуя проявить свою силу, он двинул войско в пределы антов и, когда вступил туда, в первом сражении был побежден, но в дальнейшем стал действовать решительнее и распял короля их Божа с сыновьями его и с семьюдесятью старейшинами для устрашения, чтобы трупы распятых удвоили страх покоренных.»


Бож (Boz, в некоторых рукописях Booz и Box) — вождь антов в конце IV в. Акад. А. А. Шахматов (по его словам, «вслед за другими исследователями») находил вероятным сближение имени антского князя Боза (или Божа) с «Бусом», о котором говорится в «Слове о полку Игореве»: «Се бо Готьскыя красныя девы... поют время Бусово». Шахматов допускал, что в песне готских дев вспоминалась борьба Винитария, вождя готов, с Божем, вождем антов, описанная Иорданом (А. А. Шахматов, Древнейшие судьбы русского племени, стр. 10, прим. 1).

И вот Гематерех отступился, и Готы уселись на Калке Малой и направились к берегам морским, и так землями овладели до Дона. И после той Дону реки есть Калка Большая, которая является границей между нами и остальными племенами. И там вот Готы бились четыреста лет со своими врагами.

Вот другой враг, Германрех, идет на нас от полуночи, тот, который внук-внучок Отореха, и бросает на нас воинов своих с рогами на лбу.

...и боляр Сегеня, который убил сына Германреха, а отрока Гулареха ранил и...

...лдореху дань (мы) давали с того... и должны (были) давать двести то...

...ва настоящая была во время Конореха, с которым двое вышли, Алдорех и праправнук Готорех. Он ведь прадеду Германареху

4.) О. В. Творогов: «...а из географических ориентиров упоминает лишь, хорошо известную по русским летописям и византийском источникам Корсунь (Херсонес), город Сурож (упоминая его в той огласовке, в какой византийская колония Сугдея впервые поименована в «Слове о полку Игореве») да неведомую «землю Трояню», которую, однако, никак не локализует».

Се, было то у Карани. И это — город малый на берегах морских Русских. И там был князь, который сказал вот Эллинов бить и отбросить от Руси. И он собрал рать и конницу и пошел на них, и победил их. А Эллины стали жаловаться на бедствия их и просили ему дань уплатить. И та дань с них состояла из резанных баранов и вина.

Карань = Керчь < Careon < Ca(esa)reon. В 14 году до Р.Х. боспорская царица Динамия переименовала два крупнейших города своего царства в честь римского императора Августа (Кесаря): Пантикапей в Кесарию и Фанагорию в честь Агриппы в Агриппию. Cтолица некогда могущественного Боспорского царства стала называться Кесареон. Позже название Касареон превратилось в Кареон.

Иордан: «С той своей стороны, которой Скифия достигает Понтийского побережья, она охвачена небезызвестными городами; это — Борисфенида, Ольвия, Каллиполида, Херсона, Феодосия, Кареон, Мирмикий и Трапезунта, основать которые дозволили грекам непокоренные скифские племена, с тем, чтобы греки поддерживали с ними торговлю».

ВК: «Когда наши пращуры Сурожь строили, начали Греки некие приходить торговыми гостями на торжища наши. Прибыв, смотрели и, увидев землю нашу, посылали к нам множество молодежи и дома строили и города для мен и торжищ. И однажды увидели мы воинов их, вооруженных мечами и в броне, и скоро нашу землю прибрали они к рукам своим и повели игру не так, как мы».

Полагаю, что высказывания О. В. Творогова не нуждаются в особых комментариях. О. В. Творогов либо не читал «Велесову книгу» или читал ее в плохом переводе, либо умышленно исказил информацию и ввел читателей в заблуждение.

Продолжение:
часть 2 http://trueview.livejournal.com/134324.html

Другие тексты по данной теме: http://trueview.livejournal.com/98049.html

© TrueView


Tags: Велесова Книга
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments