TrueView (trueview) wrote,
TrueView
trueview

Category:

Чехи и бойи

Древнейшие сведения о кельтском оружии дают погребения. Меч в сражении всегда был жизненно важен: в погребениях эпохи гальштата (которые датируются около 700 года до н. э.) на смену бронзовому рубящему мечу, популярному в позднем бронзовом веке, пришел длинный железный меч, которым также можно было рубить и вонзать. Использование нового металла – железа имело жизненно важное воздействие на качество и прочность оружия и его эффективность в сражении. После 350 г. до н. э. появляются более длинные (в среднем около 80 см) мечи. Они имеют массивный клинок и ребро посредине. Ножны обычно богато орнаментированы. В позднем латене длина меча достигает 1 м и более. Конец такого меча был тупым.

Дионисий описывает, как кельты поднимали мечи над головой, вращали ими в воздухе, а затем обрушивали на врага так, будто рубили дрова. Именно это обращение с мечом приводило в такой ужас их противников. Однако римляне вскоре научились справляться и с этим; Полибий сообщает, что они стали принимать первый удар на верхнюю кромку щита, усиленную железной накладкой. От удара по железной кромке меч сгибался, и кельтский воин был вынужден выпрямлять его ногой, что открывало легионеру возможность атаковать временно безоружного противника. Кроме того, легионеры выяснили, что, покуда кельт наносит своим мечом рубящий удар, они могут отразить его щитом и ударить из-под щита в живот. Полибий, говоря о галльских мечах в своем описании знаменитого сражения при Теламоне, утверждает: «Галатским мечом можно только рубить, ...мечи их, как сказано было выше, пригодны только для первого удара, что вслед за тем притупляются и наподобие скребницы искривляются вдоль и поперек настолько, что второй удар получается слишком слабый, если только солдат не имеет времени выпрямить меч ногою, упирая его в землю». Возможно, что такое иногда и случалось, но кельтские мечи в целом были лучшего качества. Двухтысячелетний меч, извлеченный из озера Невшатель и принадлежавший как раз тому времени, о котором пишет Полибий, можно было согнуть почти что вдвое, после чего он принимал прежнюю форму.

Бойи (Boii) — группа кельтских племён. Многие из них в V—VI вв. до н. э. объединившись с лингонами и вторглись в Цизальпийскую Галлию, перейдя реку По, и заняли равнину, расположенную у подножия Аппенин, от Пьяченцы до Романьи, вытеснив живших там этрусков и умбров и переименовав бывший город этрусков Фельсину в Бононию (ныне Болонья). Бойи боролись против римлян в 283—282 годах до новой эры на стороне этрусков, а в 238—224 годах до новой эры — на стороне кельтов. В 58 году до н. э. при Бирбакте разбиты римлянами под руководством Юлия Цезаря. Из-за необыкновенной отваги бойев, с разрешения Цезаря они были приняты эдуями и поселились на их земле (территории современной Бургони и Ниверне). Те, кто остался в Богемии (ныне территория Чехии), которая была названа Boiohaemum — «материнский дом бойев», расширили свои земли до реки Тисы, но впоследствии были вытеснены даками на правый берег Дуная, обосновавшись в Паннонии, на территории современной западной Венгрии, восточной Австрии и частично Словении и Сербии. Сведения о бойях исчезают из римских источников после заселения Чехии маркоманами (конец I века до новой эры).

Константин VII Багрянородный в сочинении «Об управлении империей» (948—952 гг) [гл. 32] слово «Боики» (греч. Βοικι) употребляет в качестве родины белых сербов (предков современных сербов), соседей белых хорватов, расположенной за Венгрией (по отношению к Византии). Некоторые исследователи, считают белых сербов предками хорватов и современных украинцев Галиции и Закарпатья. Другие полагают, что субстратом бойков было кельтское племя бойев, переселившееся из Баварии и Богемии под давлением германцев, затем подвергшееся значительной ассимиляции славянами. Шафарик относил прародину хорватов к востоку от Чехии, к Висле и далее в область восточной Галиции, прародину сербов — от средней Лабы через Польшу вплоть до Буга и Минска, а землю Боики называл землёй карпатских бойков у Стрия и Самбора.

Согласно некоторым сербским и греческим произведениям белые сербы происходят от полабов, которые жили в Белой Сербии, расположенной вокруг Лужицких гор (Судеты), к востоку от реки Эльбы (сейчас это юго-восточная граница Германии, юго-западная часть Польши и северная часть Чехии), в раннее Средневековье. На сегодняшний день прямые потомки белых сербов — лужицкие сербы (лужичане) и балканские сербы. В трактате «Об управлении империей» сообщается о том, что «эти сербы происходят из необращённых в христианство сербов, названных белыми сербами и живущих на территории, которую они называют Богемия (Bojki). Соседи белых сербов — франки и великие хорваты, то есть необращённые в христианство хорваты, которых также называют белыми хорватами. Именно на этой территории сербы живут с древних времён».

Белые хорваты были известны на Руси. Летописец Нестор называет их среди славянских племен: «...спустя много времени после вавилонского столпотворения, сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись по земле племена и прозвались своими именами, где которое племя село на каком месте; одни пришли и сели на реке именем Морава и прозвались моравами, другие назвались чехами; а вот тоже славяне — хорваты белые, сербы и хорутане. Когда волхи нашли на славян дунайских, поселились среди них и начали насильничать, то те славяне (т. е. моравы и чехи) двинулись, сели на Висле реке и прозвались ляхами, а от тех ляхов прозвались поляне (поляки), к племени же ляхов принадлежат лутичи, мазовшане и поморяне. Также и эти славяне (т. е. хорваты белые, сербы и хорутане) двинулись и сели по Днепру». Можно с большой долей вероятности полагать, что хорваты были аналогичны другим группам славян, упоминаемым в «Повести временных лет»: полянам, древлянам, уличам, словенам, радимичам и т. д. Следует, вероятно, рассматривать их как племенные союзы, обладавшие политическим и в известной мере этническим единством. В 907 году, согласно «Повести временных лет», хорваты приняли участие в походе Олега на Царьград, однако основывающееся на этом факте утверждение, что хорваты в этот период уже входили в древнерусское государство, считается спорным. Во второй половине X века, спасаясь от натиска печенегов, в Верхнее Поднестровье, принадлежавшее хорватам, переселилась часть уличей и тиверцев.

Основываясь на народных преданиях, в начале XII века в «Чешской хронике» Козьма Пражский «изобрёл» для народов, заселявших в то время Богемию героического эпонима. В изложении Козьмы Пражского, Богем (лат. Bohemus) был вождём славян, пришедших в землю бойев и маркоманов и остановившихся первоначально около горы Рипа, близ слияния Молдавы (Влтавы), Эльбы (Лабы) и Огры — по его имени которого потомки поселившихся славян и стали прозываться богемцами. В действительности славяне проникали в страну постепенно, оседая родами и племенами.

Этимология более позднего этнонима «чех» до сих пор составляет проблему, не разрешённую историками и филологами. Cочетание česky muži один раз встречается в легенде о св. Вацлаве (Венцеславе; источник датируется 930-970 гг.), но там оно используется для обозначения дружины и личной охраны князя. Вместе с тем, самый ранний случай употребления как основы имени собственного отмечен в Далимиловой хронике (начало XIV века): используя «Chronica Boemorum» Козьмы Пражского как один из своих первоисточников, автор заменил в ней Bohemus (Богем) на Čech (Чех). О племенном разделении чешских славян сохранилось мало известий. В середине страны обитали чехи, самое могущественное племя, которое постепенно подчиняло своей власти все прочие племена и дало им своё имя. Все остальные племена — лучане, седличане, литомеричи, дечане, лемузы, пшоване, хорваты, зличане, дулебы и др. — занимали земли вокруг территории собственно чехов. Из этих племён наиболее сильными были, после чехов, лучане, зличане и хорваты. Лучане обитали по реке Огре и её притокам, на пространстве от Рудных гор до гор Шумавы. Ещё в начале XII века сохранялось воспоминание о племенном государстве лучан и разделении его на 5 округов. Хорваты и зличане занимали своими поселениями восточную часть страны и оставались независимыми ещё в X веке.

Попробуем разобраться с этимологией этнонима «чех». В славянских языках слово «бой» означает действие по значению гл. бить; нанесение ударов, сражение вооружённых людей, противоборствующих войск. Битва, сражение, брань, побоище. «Происходит от праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: церк.-слав. бои «бой», ст.-слав. оубои «убийство», русск. бой, укр. бiй (род. п. бо́ю), болг. бой, сербохорв. бо̑j, словенск. bòj, чешск. boj, польск. bój. Связано отношением чередования гласных с бить, от праслав. формы *biti, от которой в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. бити, укр. би́ти, болг. би́я, сербохорв. би̏ти би̏jе̑м, словенск. bíti bȋjem, чешск. bít biji, польск. bić biję, в.-луж. bić biju, н.-луж. biś bijom; восходит к праиндоевр. *bheyǝ-. (восходит к праиндоевр. *bieiti/*boiti суфф. производное от *bhei-/*bhoi-/*bhi- «бить, бой»)» [Cловарь М. Фасмера]. Лат. battuo (bātuo) ‛бить, ударять, избивать; драться’.

Если верить Нестору, то «...разошлись по земле племена (славян) и прозвались своими именами, где которое племя село на каком месте...». Славяне пришли на земли бойев, о чем было известно. Вполне логично, что кто-то из хронистов попытался «народно перевести» этноним «бойи» с др.-славянского языка на латинский. Лат. caesio [< caedo ‛бить, колотить, сечь; рубить; разбивать, ломать; выламывать, добывать; разрезать, рассекать; убить, умертвить; заколоть, зарезать; кроить, выкраивать; теснить’] ‛рубка, срубание; нанесение ударов, убивание’, caesor ‛рубщик’, русск. косить, кит. 砍 kǎn ‛рубить’, татар. кисү ‛рубить’, тур. kesmek ‛рубить’, укр. чесати  ‛бить, рубить’, др. русск. чесати ‛собирать, махать (?)’, ст.-слав. чесати ‛срывать (плоды)’, чеш. česat бить, cлвц. česat ‛бить, колотить; дергать, рвать; скрести, чистить; чесать (пряжу, шерсть, волокно)’, серб. česati ‛отрывать, отщеплять; чесать, скрести’, рус. щелкать ‛бить’.

Заменили древний индоевропейский корень на еще более древний праностратический. Вспомним о кельтских мечах!

© TrueView

Tags: славяне
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments