TrueView (trueview) wrote,
TrueView
trueview

Categories:

Творогов и Велесова книга (часть 2)

Начало в Творогов и Велесова книга (часть 1)

3.) О. В. Творогов: «...автор ВК умудряется избежать всякой конкретности: не назван по имени ни один римский и византийский император или полководец, ни один вождь гуннов, а из готских вождей упоминаются лишь Германарих (дощечки 5б, 6д, 9а, 14, 23, 27), имя которого хорошо известно по разным источникам, и Галарех (?), которого комментаторы ВК отождествляли с вестготским королем Аларихом (ок. 370-конец 410)».

В ВК встречается имя римского императора Траяна:

«И тут знать нам надобно, чтобы род Русский собирался в десятки, и десятки — в сотни, и чтобы те нападали на врагов, чтобы пинать их головы отрубленные. И там злодеев посчитать, чтобы звери-хищники, их поев, издохли.

Текут реки великие на Руси, и многие воды журчат спевы стародавние о тех болярах, которые не боялись, в поля готские идя, и годы многие бились за Волю Русскую. Те-то Славные ничего не берегли, ни живота своего.

Так говорит о них Берегиня и бьет крыльями Матерь Всех Слава и говорит о тех потомках, которые ни Грекам, ни варягам не поддадутся. Речет та Птица о героях Борусских, которые от Ромеев рук пали около Дуная возле Троянова вала» (дощечка 7ж).

А тухом ведэте iмахом да сен збiряе род Руськ до десэнце, а десэнце до сты, а да тая напдяшеть о врзех, а пiметь е главева одтрчеца. А тамо злая поленшеть, да звеже хiснiцы, та ядщя, созденхноуть.

Тещашуть рiеце велке на Русэ, а многа водае журшесть спэва стародавня о тоi болярi, яквы не сен бояща, до поль Годе iдшя а ляты многа сен прящя о Волнесть Руську. Тi то славне нiщо берьгшя, а нi жiвоты сва.

Тако рце о нье Берегынья, а бiеть крыдлема Матырь Сва Слва а жешеть о тоiе потомiцэ, якве нi Грьцiом, нi врянзем не пода. Жещеть тая Птыця о грдынiех Борусеньштех, якве од Ромiе падща колы
Данаеве вендле Троянь валу.

«...И вспомним, как римские орлы поражены были дедами нашими на устье Дунайском. И вот, Траян напал на Дулебов. И вот, деды наши пошли на легионеров тех и раскидали их. И то было за триста лет до нашего времени, и нам надобно это держать в памяти.

И вот, не поддадимся Эреку (Рюрику), как не поддались и прежде другим. Есть у нас князья свои, и ругу мы им давали и будем давать до конца. Ни Ромеям, ни Эллинам не владычествовать над нами. И так мы и пребудем.

И вот, Дулебы говорят, что мы есьмы им братья. И то — истая правда, потому как происходят они от одного корня, что и мы. И то вспомним, как Траян был дедами нашими разбит, и легионеры его в рабство взяты были на поля наши и, когда они там потрудились для нас десять лет, отпущены нами.

И вот, Ромеи говорят, что мы есьмы варвары. И вот, Греки говорят кругом, что мы — варвары. И те, и другие-то хищничают и зарятся на землю нашу. И это земля, которую взяли мы мечом и кровью, и та есть эта земля.

И вот, Траян был за пятьсот лет до Готов. И так и сегодня говорим, что волюшка наша не перестанет до конца жизни нашей. И достойно нам биться за жизнь нашу мечами. И это речет вам Хоругынь от Отца Орея» (дощечка 29).

I спомыньемо, якожде роместе орлi пораждiене бяще од дiеды нашiе на устю Данаiевоу. I се Трiань налiезе на Дуленбе. I се дiедове нашя iдощя на лiегы онiе i розтрщеща iех. I то беньще о трiе ста лете до нашiе доба, i сiе iмяхомь држете о паменте.

I се не даяхомь се до Ереку, яко сьме не дахомь i прежды iнiем. Iмяхомь кнезы све а ругу iем дахомь а дащехомь до концiе. Нi Роме, нi Еланштiе не владнещете ны. I такожде пребендiехомь.

I се Дуленбiе рiещяшуте о ны, iякожде семе братарiе о ове. I то iесе iстьща правда, якожде тещяшуть оны одо iедiна коренце, якожде i сьме. I се взпомыньемо, якожде Троянь бя одо дiеды нашiе рострщень, i легы iе одерене бряте бяще до поль нашiех i тамо труждеще се про ны десенте ляты i опущене есе од ны.

I се Ромiе рекощуть, яко сьме врвы. I се Грьцiе рiекота обаполы, яко сьме врвы. I то iмящуть одва хiсенть i обадвiе жадящуть се на земы нашя. I се земь iе, якожде взему iе мечем i крве i та iе се земь.


I се Троянь бещ за пенте сты ляты до Годiе. I такожьде днесе рцiехомь, якожде волка нашя не престанiе до концiе жiтьбы нашiеа. I се достоiхомь прате се о жiтьбоу нашю мещема. Се рiещеть вамо Хороугынь — сен од Оце Хорыге.

В конце X — начале XI вв. н. э. волыняне жили в бассейне верхнего течения Западного Буга и близ истоков Припяти. В соответствии с последними сведениями, волыняне владели семьюдесятью крепостями в конце X века. Некоторые историки считают, что волыняне и бужане (жившие там же) являются потомками дулебов. Главными городами волынян были Волынь и Владимир-Волынский. Археологические исследования указывают на то, что у волынян были развиты земледелие и многочисленные ремёсла, в том числе ковка, литьё и гончарство.

Почти три четверти территории Волынской области расположено в пределах Полесской низменности (140-150 м), меньшая, южная, занимает северо-западную окраинную часть Волынской возвышенности (высота 220-290 м), обрывающуюся к северу уступом в 20-60 м.

Лат. valles — «долина, впадина», англ. vale — «долина». Нор. dal, англ. dale "долина», ст.-слав. долъ, укр. дiл (род. п. до́лу) «почва, пол», болг. дол, словенск. dȏł, чешск. důl (род. п. dolu) «яма, долина», польск. dół (род. п.dołu), в.-луж., н-луж. doł. Родственно готск. dal «долина, низина, яма», др.-исл. dalr, др.-в.-нем. tal «долина», греч. θόλος ж. «пещера, круглое строение, парная баня круглой формы», θάλαμος «опочивальня», далее, др.-в.-нем. tuolla, ср.-в.-нем. tüele «маленькая долина, низина». Кит. 低 [dī] «низкий; низко; опускать; склонять»; норв. dyp «пропасть, бездна; морская пучина; глубина; низина»; тат. түбән «низкий, низкорасположенный; вниз; низ; подножие».

Дулебы < чеш. důl — «долина». Волыняне < лат. valles — «долина». Этнонимы дулебы и волыняне выражают одно и то же понятие — «жителей долины».

Дулебы зафиксированы на Волыни, в Южной Чехии и в Подунавье. Дулибы — села в Волынской (Турийский р-н), Львовской (Жидачовский и Стрыйский р-ны), Ровненской (Гощанский р-н), Тернопольской (Бучачский р-н) областях.

Валлийцы (англ. Welsh people — уэльсцы; нынешний вариант остался по аналогии с устаревшей передачей названия Уэльса — Валлис, а также для большего удобства произношения) — кельтский народ, населяющий Уэльс в Великобритании. Низменные территории Уэльса включают прибрежные равнины, наиболее расширяющиеся на юге Уэльса, и речные долины, которые с римских времен помогали завоевателям проникать в глубь страны.

Согласно Геродоту, авхаты (авхеты, евхеты, липоксаи у некоторых авторов) — скифское племя, произошедшее от Липоксая, старшего сына Таргитая. Согласно Плинию Старшему, «внутрь материка живут авхеты, во владениях которых берет начало Гипанис». В верховьях Гипаниса в скифское время было много памятников, богато насыщенных разнообразным античным импортом, что объяснялось прямым и коротким путем, соединявшим эту землю экспортеров хлеба с Ольвией. Это обстоятельство объясняет позднее свидетельство Валерия Флакка о богатстве легендарного Авха, родоначальника авхатов. Тесно соседствовали с паралатами. Гипанисом в древности называли Южный Буг.

В разное время авхаты, дулебы и волыняне населяли одну и ту же территорию. Авхаты < греч. αὐχήν — «шея; горло; ущелье, лощина, горный проход».


Белые хорваты — восточнославянское племя, жившее в окрестностях города Перемышль на реке Сан. Этноним «белохорваты» встречается у Константина Багрянородного, который дал описание жизни и истории хорватов. Этноним «белые хорваты» известен в «Повести временных лет»: «А се ти же словѣни: хорвате бѣли и серьб и хорутане». Данных о восточнославянских (прикарпатских) хорватах почти нет. «Повесть временных лет» даёт некоторые события из истории прикарпатских хорватов, но только для Х в. О более ранних веках известно только из материалов археологии.

Белые хорваты были известны на Руси. Нестор называет их среди славянских племен: «...спустя много времени после вавилонского столпотворения, сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись по земле племена и прозвались своими именами, где которое племя село на каком месте; одни пришли и сели на реке именем Морава и прозвались моравами, другие назвались чехами; а вот тоже славяне хорваты белые, сербы и хорутане. Когда волхи нашли на славян дунайских, поселились среди них и начали насильничать, то те славяне (т. е. моравы и чехи) двинулись, сели на Висле реке и прозвались ляхами, а от тех ляхов прозвались поляне (поляки), к племени же ляхов принадлежат лутичи, мазовшане и поморяне. Также и эти славяне (т. е. хорваты белые, сербы и хорутане) двинулись и сели по Днепру».

Харваты < санскр. kharvaṭa — «долины; деревни в долинах, горные деревни», восходит к ПИЕ *ker - «резать», санскр. kharva «сразить».

Авхаты (< греч. αὐχήν «ущелье, лощина») = дулебы (чеш. důl «долина») = волыняне (< лат. valles «долина, впадина») = харваты (< санскр. kharvaṭa — «долины; деревни в долинах, горные деревни»).

Другие тексты по данной теме: http://trueview.livejournal.com/98049.html

© TrueView

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments