?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Кий, Щек, Хорив и Лыбедь

Лы́бедь — легендарная сестра основателей Киева Кия, Щека и Хорива.

В отличие от своих братьев, Лыбедь предстаёт отрицательным персонажем. Несмотря на это, именно ей посвящено большинство топонимов в Киеве, связанных с четырьмя легендарными основателями Киева. Есть река с таким названием, недалеко расположена станция метро «Лыбедская». Существуют улицы Лыбедская и Владимирско-Лыбедская. В старом Киеве существовали также улицы Набережно-Лыбедская (теперь часть улицы Горького), Новолыбедская (ныне Волгоградская на Соломенке) и переулок Лыбедской (ныне улица Панаса Любченко).

Легенда про основателей Киева называет Лыбедь не сестрой, а дочерью князя. Согласно сюжету, девушка была прекрасной как майское солнце. Со всех стран света съехались молодые рыцари, князья и королевичи просить её руки. Но княжна и слышать не хотела про свадьбу. Мол, не пойду, — и всё тут! Рыцари и королевичи хотели прельстить княжну своим богатством, храбростью, силой. Не один склонил голову, чтобы ей понравиться, но всё напрасно. Тогда претенденты посоветовались друг с другом, пожали плечами, сели на своих коней и разъехались. Больше к ней суженые не приезжали. А через несколько лет князь помер. Роскошный дворец перешёл к следующему правителю, и Лыбедь должна была освободить замок. Она построила себе избушку за Киевом на горе, и жила там отдельно. Но трудной казалась ей эта монашеская жизнь. Дни и ночи она плакала, из её слёз постепенно образовался ручей, который со временем стал рекой Лыбедь. А гора, где обитала княжна, называется Девич-горой.

Лыбедь < др.греч. λείβω "лить, проливать, струить, литься, разливаться, быть в слезах, горько плакать".

λιβάς -άδος "влага, вода, источник" (ex. δακρύων λιβάδες Eur. — потоки слез).
λίβος "капля, слеза".

Лыбедь - λιβάδος (влага, вода, источник, капля, слеза). Лыбедь также могла произойти от греческого «либадион» – луг (низовье). С древнеславянского – «топкое место», «верховья реки».

Хорив (др.-рус. Хоривъ) —  согласно Максу Фасмеру и А. И. Соболевскому древнерусское имя собственное Хоривъ производно от названия местности Хоривица (Хоревица, Хорива) — гора под Киевом. Даное название тождественно древне-персидскому Haraiva- — название горной местности. Название Хоривица, судя по всему, происходит из какого-то иранского языка — скифского или сарматского. Имеется также версия, связывающая Хорива с Хорватией.

Хорив < др.-греч χορεύω "учреждать священные пляски; устраивать хороводные пляски, водить хороводы; плясать, танцевать;  славить хороводными плясками; справлять или праздновать с хороводными плясками; побуждать к пляске, кружить в хороводе".

Веселились на Хоревице.

В районе Киева издревле находился перевоз через Днепр.

Кий, Киев < лат. cieo (двигать).

От латинского "cieo" произошло слово КИЙ "шест". Посредством этих шестов и осуществлялось движение на перевозе.

Согласно легенде, приведённой автором «Повести временных лет», Кий, живший на днепровских горах вместе со своими младшими братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедь, построил город на правом высоком берегу Днепра, названный в честь старшего брата Киевом. Также Кий назван основателем городка Киевец на Дунае. От Кия и его братьев летописцы выводили полянское племя: «И пришел он на Дунай и облюбовал место, и срубил городок невеликий...» Городок этот назвали Киевец. На Дунае и сегодня расположено болгарское село Киово, именно в его окрестностях в начале ІІ века переправлялись через реку римские легионы под командованием императора Траяна.

Согласно наиболее авторитетной точке зрения, легенды об основании города являются этимологическими мифами, призванными объяснить названия киевских местностей.

Совершенно верно, как мы видим. Потому столько много КИЕВОВ (перевозов) в Европе.

У Киева имеется множество городов-тезок (Киев, Киево, Киевица, Кия-ны, Кии и т.п.). М.Ю. Брайчевский насчитал их полтора-два десятка в западнославянских землях, особенно в Польше. Село Киево имеется в земле Хелмской, в Средском уезде их – два. В Иновроцлавском уезде, кроме Киево, имеется также населенный пункт Киевица и село Киевская Воля. На территории Пенчковского уезда имеются села Кияны и Кии. Села с названием Киев есть в Ново-Радомском уезде и в Силезии. В Мазовше есть село Киевицы. Села Кияны имеются в Западной Волыни и в южных районах Литвы. Села с названием Киевец – в уездах Слуцком и Бяльском. Город Киев есть в Моравии, село Киев – в Венгрии. Село Кий есть в сербской Лужице, поселок Киево – в крае Косово.   

Щекавица (Скавика, Олеговка, Олегова гора) — гора в Киеве над Подолом. Сразу за Подолом, огибая его с южной стороны, находятся три вытянутых в одну линию горы: южная, ближайшая к летописной «Горе» (позднее она получила название Андреевской или Старокиевской) — Замковая гора (Киселёвка, Фроловская гора); далее, на северо-запад — Щекавица, а за ней, наиболее удалена от Днепра, — Юрковица (Иорданские высоты).

Происхождение топонима Щекавица связывают с именем одного из основателей Киева — Щека.

Возле подножия горы размещены славянские захоронения предхристианского периода VIII—IX столетий. На самой горе, как говорят легенды, был похоронен Вещий Олег:

«И погребли его на горе, что зовется Щекавицей. Есть же могила его и до сегодня. Называется та могила Олеговою» (Повесть временных лет, 912 год).

Скавика-Щекавица (яр, провалье) – издревле использовалась под некрополи – приравнивается к Нижнему Миру. Ак. Н. Марр указывает на явно хтоническую природу этого имени, подчеркивая, что «два имени, Щек и Мелтей (аналог имени Щек в армянской версии основания Киева), означают одно и то же – «Змей».

Щекσκαφεύς "землекопатель",
σκαφεύω "подвергать корытной пытке (пытка у персов, состоявшая в том, что казнимого клали в корыто и закрывали другим корытом, оставляя открытыми голову, руки и ноги и обрекая его на медленную смерть от укусов насекомых)",
σκάφη "корыто, бассейн, ванна, челн, лодка".

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
goutsoullac
Sep. 30th, 2012 12:49 pm (UTC)
мы индоевропейцы - и корни здесь общие ))
trueview
Sep. 30th, 2012 03:28 pm (UTC)
А может праностратики?

греч. λείβω "лить, проливать, струить, литься"
русск. лить
кит. 流 [liú] "течь; литься; вытекать"
goutsoullac
Sep. 30th, 2012 03:35 pm (UTC)
Прародина языков сино-тибетской семьи находилась в Восточной Анатолии [Пейрос И.И. Австро-тайская гипотеза и контакты между сино-тибетскими и австронезийскими языками // Древний Восток: Этнокультурные связи. — М.: Наука, Гл.ред.вост.лит., 1988. — С. 321-322], главные точки распада которой глоттохронологически датируются 12-11 тыс. до н.э. Т.е. это как раз время ближневосточной неолитической революции, перехода к производящему хозяйству, демографическому росту и расселению племен.
trueview
Sep. 30th, 2012 03:42 pm (UTC)
А на каком языке говорили пракитайцы? Не могли же переселенцы так быстро приобрести раскосые глаза. Думаю все сложнее и распад произошел десятки тысяч лет назад. Нет у меня доверия этим гипотезам - слишком много переменных. Языки имеют разную скорость изменения. Я больше склоняюсь к мысли, что происходил не распад, а перемешивание языков через заимствования. Процесс повторялся многократно. Если вы посмотрите на хеттский словарь, то почти не увидите знакомых слов, даже трудно подумать, что это и.-е. язык.

Edited at 2012-09-30 07:55 pm (UTC)
goutsoullac
Sep. 30th, 2012 04:13 pm (UTC)
раскосые глаза и скулы - это не отдельная раса, а тренд в европеоидной (и других) расах, смягчающийся с востока на запад. Аналогичными трендами являются грациализация, брахикефализация и ювинилизация – гены комбинируются без явного давления естественного отбора [Малолетко А.М. Ранние миграции и расовая эволюция homo sapiens // Эволюционная биология. Материалы конференции "Проблема вида и видообразования". Томск: Томский государственный университет, 2001. – Т.1. – С. 309-324. – http://macroevolution.narod.ru/maloletko2001.htm].

Приход свидерцев-бореалов на Ближний Восток привел к тому, что сюда, как к мифической «Вавилонской башне», сошлись возвратные волны носителей ранее разошедшихся с юга борейских языков (древнейшую диаспору первотолчка составляют нынешние алтайцы, афразийцы, кушиты, сино-тибетцы, кеты, на-дене), породивших неолит. При встречи когда-то разошедшихся языков возникает «глоттогенетический резонанс» – при взаимодействии усилились общие универсальные, а следовательно, и древнейшие элементы. Накатившись на местных борейцев (ориньякцев), в разные стороны разшлись экспансионисткие резонансные волны новых субэтносов.

Резонансная волна породила ушедших на север постсвидерских индо-европейцев, которые родили индоиранцев (ариев) на стыке с циркумпонтийцами (сино-кавказцами) и бореалами (аренсбуржцами) на берегах Волги и Урала.

Движение на юго-запад породило семитов и возможно все африканские неолитические языки (кроме койсанских и пигмейских). Семитские языки возникли из афраазийского субстрата, преобразованного влиянием сино-кавказско-баскских языков циркумпонтийской зоны.
Семитская и арийская традиции содержат в себе общие элементы. Только в арийской силен бореальный элемент, а в семитской – афразийский.
Д
вижение на юго-восток породило языки эламитов и дравидов. Их носители были прямыми потомками досвидерского населения Ближнего Востока – индосредиземноморского расового происхождения и говорящих на афраазийских языках носителей натуфийской культуры (12 300 – 9 700 / 10 450 – 8 200 лет до н.э.).
trueview
Nov. 11th, 2018 12:57 pm (UTC)
trueview
Aug. 19th, 2018 12:58 am (UTC)
Хоривица = Лысая гора https://trueview.livejournal.com/183404.html
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

paganini
trueview
TrueView

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow