TrueView (trueview) wrote,
TrueView
trueview

Numerals: Сигез и тугыз

С древнейших времен тюркоязычные кочевники жили в соседстве с племенами, говорившими на индоевропейских, финно-угорских, монгольских и китайских языках. Между их языками существовало мощное взаимодействие и взаимовлияние.

На протяжении многих столетий осёдлое китайское население испытывало натиск со стороны северных тюркоязычных кочевников. «Надписи на костях животных и панцирях черепах (XIV
XI вв. до н.э.) сообщают о постоянных вторжениях кочевников на территорию древнейшего китайского государства Шан-Инь. Ещё больше сведений о номадах, окружавших китайское государство Чжоу, а потом империи Цинь и Хань, содержится в письменных источниках VII вв. Среди этих многочисленных племён видное место занимали хунну, сложные взаимоотношения которых с Китаем охватывают почти полтора тысячелетия. Потомки хунну, известные под названием гуннов, сыграли заметную роль в раннесредневековой истории Восточной и Центральной Европы. ...Анализ китайских источников позволяет с большим основанием сделать вывод, что гуйфан, сюньюй, хуньюй, сяньюнь и хунну — это самоназвания одного и того же племени, применявшиеся в различные эпохи. Что касается терминов жун, цюаньжун, ди и т.п., то они представляют собой своеобразные прозвища, данные китайцами этому же племени» [1].

Сяньюнь — древние племена Китая, наиболее достоверные упоминания которых относятся к IX веку до н. э. Племена сяньюнь и сюньюй включены в число предшественников сюнну в гл. 110 «Ши цзи» Сыма Цяня [2]. Его комментатор Ин Шао (140—206 гг. н.э.) относит существование сюньюй к иньскому времени и указывает, что лишь позднее они стали называться сюнну [3]. Комментатор Чжэнь (713—742 гг. н.э.) указывает, что племена, которые назывались шаньжун или сюньюй в эпоху правления Тана и Юя, стали называться чуньвэй при династии Ся, гуйфан — при династии Инь, яньюн — при династии Чжоу, и сюнну — при династии Хань [4].

Хунну (сюнну) обитали на севере Китая в излучине реки Хуанхэ до пустыни Гоби на севере. Это был первый народ, создавший в Центральной Азии обширную кочевую империю. Долгое соседство с китайским оседлым населением оставило значительный след в пратюркском языке и его числительных.

Old Turkic säkiz
восемь. Г.И. Рамстедт, опираясь на схожие конструкции в финно-угорских и корейском языках, пытался выявить семантическую связь между числительными «егіз» и «сегіз». По его мнению, слово «сегіз» изначально произносилось как «егіз» и означало «не два пальца» [5, с. 69].

Old Turkic toquz
девять. Г.И. Рамстедт считает, что древнетюркское toquz соответствует монгольскому tokur («несгибающийся», «скрюченный» речь идет о пальце). По мнению М. Рясянена, числительное toquz произошло от глагола toky — стучать, tokkyz — вели стучать [6, с. 77].

Субтрактивный синтез — это метод синтеза, основанный на вычитании элементов друг из друга. Субтрактивные конструкции для числительных весьма распространены в языках различных типов. В финно-угорских языках числительные, выражающие число перед круглым десятком, образовываются субтрактивным способом. Это восемь и девять.

Моя гипотеза состоит в том, что числительные восемь и девять в тюркских языках также образованы субтрактивным способом с последующим сокращением. Известно, что из-за частого употребления счета числительные могут подвергнyться сокращениям. Чем длиннее числительное, тем больше оно сокращается.

Продемонстрирую образование числительных на конкретных примерах:


Crimean Tatar sekiz восемь < *(s)eki(si)z < *eki(si)z = eki два + -siz, suz без БЕЗ ДВУХ.

Turkmen (Khalaj) säkkiz
восемь < *(s)äkki(si)z < *äkki(si)z = äkki два + -siz, suz без БЕЗ ДВУХ.

Начальный согласный S-
протеза.

Цитата из
«Джагфар Тарихы»: «Мне было интересно узнать и о том, что писал Карамыш-тюрэ о древних тюрках... Оказывается, в древности слово «восемь» произносилось в форме «агыз», и им хонские булгары называли восьмиродовое объединение кара-кытаев [западных монголов], но многие хорезмийские писатели часто превращали его в «огуз» и поэтому путали огузов-узи [узи] с кытаями [монголами]. И этих ученых-путаников называют «наблюдательными», хотя что бы мы сказали о человеке, принимающем ишака за верблюда!»

Словом
кара черный’ хонны называли запад там, где темнеет и заходит солнце. Восток ак белый, север кок синий, юг сары белый, желтый. Позже восьмиродовое объединение кара-кытаев стало известно под своим монголским именем найманов — монг. найман восемь’.

Татар. тугыз девять < *тәүг[ес]ыз < татар. тәүге первый + -сыз (-суз) без БЕЗ ПЕРВОГО.

Татар. тәүге (täwge)
первый, первоначальный, тәү первый, первонача́льный; первоначально, впервы́е, в первый раз, тәүдә сначала, вначале; первоначально. Башк. тәүге первый, тәү- первоначальный, тәүҙә сначала, в первый раз. Кит. 头一个 [tóuyīge] первый (头 [tóu] голова + 一 [yī] один + 个 [ge] счетное слово), кит. 一个 [yīgè] одна штука, один.

Еще один пример тюрко-китайской параллели:

Кит. 不 同的 [bùtóngde]
другой = 不 [bù] (отрицательная частица не) + 同 [tóng] одинаковый, тождественный; совпадать; быть общим; вместе, сообща; с; вместе с; и+ 的 [de] (суффикс прилагательного).

Татар. бүтән
другой, иной, прочий, остальной.

© TrueView

1. Л.И. Думан. Рецензия на книгу Л.Н. Гумилёв. Хунну. Срединная Азия в древние времена. М., ИВЛ, 1960, 291 стр. // Народы Азии и Африки. 1962. №3. С. 196-199.
2. Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т.8. С.323
3. Комментарий в кн. Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т.8. С.441
4. Комментарий в кн. Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т.1. С.225-226
5. Рамстедт Г.И. Введение в алтайское языкознание. Морфология. Москва, 1957.
6. Этимологический словарь тюркских языков, 2003.
Tags: числительные
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments