?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Храм

После разрушения Иерусалимского Храма местами молитвенных собраний первых христиан служили, как правило, тайные комнаты в частных домах, (домовые церкви), катакомбы. Гонения делали невозможным открытое строительство наземных храмов. Лишь начиная с начала IV века, когда христианство стало государственной религией Римской империи, начали строиться наземные храмы.

Во время жестоких гонений I-III вв. христиане прятались в пещерах (катакомбах), где устраивали небольшие подземные храмы - крипты и капеллы - для служения литургии, совершения таинств. Такие пещерные храмы хорошо сохранились в Риме. На краю Рима, около ворот Порта Маджиоре в 1917 г. был открыт подземный храм-базилика, высеченный в толще грунтового туфа в 50-х гг. I века, в правление имп. Клавдия. Еще до окончания строительства она была засыпана, причем на стенах ее сохранились росписи. Эта хорошо сохранившаяся базилика является древнейшим типом христианского храмового зодчества.

Каппадокия — древнее название горного района в Центральной Турции, в долине реки Кызыл-Ирмак, ограниченного с запада озером Туз, а с юга на северо-восток — горными хребтами Тавр и Теджер. Во II тысячелетии до н.э. территория Каппадокии входила в состав Хеттского царства. В III—I веках до н.э. здесь существовало небольшое самостоятельное государство, попавшее с 17 года н.э. под власть Рима. После распада Римской империи Каппадокия превратилась в одну из провинций Византии. С ней была связана жизнь и деятельность трех крупнейших деятелей церкви, известных богословов святого Василия Великого, епископа Кесарийского, святого Георгия, епископа Нисского, и святого Григория Назианзина.



Ландшафты Каппадокии нередко называют «лунными» и «инопланетными». Этот своеобразный природный заповедник занимает сегодня площадь 288 кв. км. Примерно 3 млн лет назад произошли мощные извержения вулканов Эрджиес и Хасандаты. В результате окружающие долины и плато были залиты раскаленной лавой. Со временем под воздействием ветра, дождей и речных потоков произошло выветривание и вымывание мягких пород. Это волшебным образом преобразило местный пейзаж. Ныне он представляет собой переплетение глубоких каньонов, среди которых вдруг возникают конусообразные или пирамидальные скалы с вершинами самого необычного вида. Одни из них похожи на островерхие колпаки, другие — на широкополые шляпы или огромные «блины». Кажется, что это не скалы, а гигантские грибы. Турки называют их «пери баджалары» — земляные пирамиды. Картина обретает еще более фантастический вид в силу необычной и разнообразной цветовой гаммы скальных пород. В зависимости от солнечного освещения они меняют окраску — от розовой и золотой до зеленой и фиолетовой.

Долина Гёреме, наиболее поразительный и фантастический уголок Каппадокии, является самым известным памятником раннего христианства в Малой Азии. На территории этого района сегодня насчитывается свыше 600 скальных церквей и монастырей, сооруженных в VI—XI веках.

Свое название долина получила по имени святого Иеронима (тур. Гёреме), одного из первых поселившихся здесь отшельников. Еще во времена хеттов, на рубеже II тысячелетия до н.э., в долинах Каппадокии появились пещерные поселения. В период правления римского императора Диоклетиана в этих пещерах Каппадокии спасались от преследований христиане. После того как христианство стало официальной религией Римской империи, скальные убежища практически опустели и служили приютом лишь немногочисленным аскетам-отшельникам. Этот период длился недолго: в VII веке на Малую Азию обрушилась волна арабских нашествий. Неоднократно от этих нашествий страдала и столица Каппадокии — Кесария (Кайсери). Пещеры Гёреме стали убежищем для жителей с окраин Византийской империи, бежавших от мусульман.

Внутри скал из мягкого вулканического туфа вырезались колонны и купола, прорубались окна. Одновременно расширялись и сооружались все необходимые жилые и подсобные помещения — кухни, столовые, погреба. Так возникли целые города, состоявшие из рукотворных пещер. Византийский автор второй половины Х века Лев Диакон, рассказывая о Каппадокии, упомянул о подземных городах, назвав их обитателей «троглодитами».

Наиболее известные подземные города в Каймаклы и Деринкюйю уходят в глубину на 40 м и состоят из 8—9 подземных ярусов, которые представляют собой настоящие лабиринты со множеством жилых и хозяйственных помещений, складов, церквей и своеобразной системой вентиляции. Пещеры Деринкюйю имеют восемь ярусов, достигающих глубины 85 м и соединенных между собой каменными коридорами и галереями. Этот подземный город мог вмещать до 20 тыс. человек. Общая протяженность его жилых и хозяйственных помещений, подземных галерей и ходов превышает 30 км.

Из скальных церквей Гёреме самая старая относится к VI—VII векам, все остальные — к Х—XI векам. Большинство из них невелики по размерам и состоят из одного помещения, но есть и значительно более крупные сооружения. Таков, в частности, женский монастырь, вырубленный в скале и состоящий из четырех церквей, келий и хозяйственных помещений, расположенных на четырех уровнях и соединенных внутренними переходами.

Стены скальных церквей и монастырей были расписаны замечательными фресками, которые принесли памятникам Каппадокии всемирную известность. Благодаря особенностям местного вулканического туфа, в котором высечены пещеры, и микроклимату в них краски старинных росписей сохранили до наших дней свою первозданную свежесть.

В некоторых скальных церквах можно видеть различные символы раннего христианства. Например, виноградная лоза — символ Христа, рыба — по-гречески «ΙΧΘΥΣ» — аббревиатура словосочетания «Ιησου̃ς Χριστός Θεου̃ Υιός Σωτήρ», т.е. «Иисус Христос, Сын Бога, Спаситель», голубь — символ мира и Святого Духа, олень — символ души, павлин — знак Воскресения.

Другие росписи относятся к периоду иконоборчества (VIII—IX вв.). Иконоборческая ересь возникла в 30-х годах VIII века при императоре Льве Исавре, когда Византии достигла волна влияния ислама. Как известно, ислам не допускает изображения людей, а тем более святых, считая это идолопоклонством. Под этим же предлогом по всей Византии началось уничтожение икон. Вселенский собор 787 года в Никее осудил и отверг иконоборческую ересь и определил: «поставлять и полагать в святых храмах, вместе с изображением Честнаго Животворящаго Креста Господня, и святые иконы, почитать их и воздавать им поклонение». Но только на Константинопольском соборе в 842 году было окончательно утверждено почитание икон.

Для фресок периода иконоборчества характерны символические сюжеты и простой геометрический орнамент. Росписи поздних (X—XI вв.) храмов выполнены, как правило, на оштукатуренных стенах и отличаются наибольшей художественной и эмоциональной выразительностью. Фрески изображают сцены из Евангелия, важнейшие эпизоды земной жизни Христа. Стиль настенной живописи дает основание считать авторами некоторых из этих росписей художников из Армении.

Уникальные росписи сохранились в церквах Святой Варвары (Барбара-килисе), «Яблочной церкви» (Ельмалы-килисе), «Змеиной церкви» (Йыланлы-килисе; это название дано по сохранившейся в этом храме фреске, на которой знаменитые каппадокийские святые Георгий Победоносец и Феодор Тирон поражают дракона); самой большой и лучше всех сохранившейся церкви Токалы-килисе (2-я пол. Х в.) и наиболее известной Каранлык-килисе — «Темной церкви». Росписи куполов, стен и потолков, выполненные в ярких тонах, прекрасно сохранились потому, что никогда не подвергались воздействию дневного света и солнечных лучей.

В нескольких километрах к северу от Гёреме находится другой музей под открытым небом — скальный монастырский комплекс Зелве. Он состоит из тысяч домов, церквей и прочих построек, вырубленных внутри крутых утесов. Церкви Зелве, роспись которых сильно пострадала от времени, были построены в VIII веке, в период иконоборческого движения, когда зародился так называемый каппадокийский стиль в росписи церквей.

Начиная с XIV столетия монастыри и церкви долины Гёреме постепенно приходят в упадок. В 1907 году их случайно обнаружил французский ученый-иезуит Пьер Гийом де Жерфаньон, после чего в Европе возник интерес к этим уникальным памятникам византийской эпохи. В то время здесь еще жила небольшая община монахов, занимавшихся виноградарством и разведением голубей. В 1926 году турецкие власти депортировали последних монахов в Грецию, а их храмы были закрыты.

Ранние христианские храмы располагались в пещерах и римских катакомбах. Поэтому становится понятной этимология слова ХРАМ:

храм < χηραμός "нора, логово, пещера" [Hom., Arst., Babr., Plut], шумер. hurrum [написание hur-ru-um; hur-rumum] "пещера" (зафикс. 2000 г. до н.э.), аккад. hurru "дыра, отверстие, нора, пещера; овраг, ущелье, яма, рытвина, расселина, пропасть", harâru "копать, рыть, выдолбить, продалбливать".

Самый известный пещерный храм - Пещера Рождества, где родился Иисус Христос от Девы Марии.

-----------

хоро́мы мн., хоро́мина, диал. хоро́ма "крыша", олонецк. (Кулик.), хоро́мщик "плотник", укр. хоро́м "коридор", хоро́ми мн. "сени", хоро́ма, хоро́мина "хоромы, дом", др.-русск. хоромъ (еще в XVII в.; см. Соболевский, Лекции 211 и сл.), ст.-слав. храмъ ναός, οἰκία, οἶκος (Мар., Зогр., Рs. Sin., Супр.), храмина δῶμα, οἰκίσκος (Супр.), болг. храм "храм", сербохорв. хра̑м, род. п. хра́ма "дом, храм", словен. hràm, род. п. hrámа "строение, жилье, храм, покой", чеш. chrám, chrámina "храм, церковь", слвц. chrám – то же, польск. стар., диал. chromina "хижина, хата", нж.-луж. сhrоm "постройка". Ввиду знач. русск. слов принимается древнее знач. "деревянное строение". Из др.-вост.-слав. *хоrmъ заимств. лтш. kārms "постройка" (М.–Э. 2, 197). Родство с др.-инд. harmyám "крепость" (Эндзелин, СБЭ 127; Махек, "Slavia", 16, 193 и сл.; Козловский, AfslPh 11, 384; Педерсен, KZ 38, 395) допустимо лишь при условии вариации и.-е. kh : gh; недостаточно вески сомнения Уленбека (Aind. Wb. 358; IF 17, 97), Ильинского (ИОРЯС 20, 3, 63). Кроме того, предполагали родство с д.-в.-н. scirm, sсёrm "защита, заслон, кров", которое сближали далее с др.-инд. cárman "кожа, шкура" и хорони́ть (см.); см. Брюкнер 183; KZ 51, 233; Голуб – Копечный 142. Абсолютно недостоверно сравнение с арм. хоr "пропасть, ров", др.-инд. ākharás "нора зверя" (см. Петерссон, AfslPh 35, 373; "Glotta", 7, 320). Невозможно родство с др.-инд. c̨árman "убежище, защита", поскольку последнее относят к лат. сеlō, -ārе "скрывать", д.-в.-н. hёlаn – то же, др.-ирл. сеlim "прячу", вопреки Горяеву (ЭС 400). Неубедительно сопоставление Бернекера (I, 397) с лат. serō, -еrе "сочленять, связывать, составлять", греч. εἴρω "ставлю в ряд", ὅρμος "ожерелье". Ср. храм. Фантастичны сопоставления Ильинского, там же. Сходство с греч. χηραμός "дыра, убежище" (Гомер) или с греч. καράμα ̇ ἡ ἐπι τῆς ἁμάξης σκηνή (Гесихий) случайно, вопреки Шрадеру – Нерингу (1, 450). Не имели успеха попытки объяснить слав. *хоrmъ как заимств. из араб. ḥаrаm "священная часть дома" (откуда тур., крым.-тат. haräm – то же; см. Радлов 2, 1750). Едва ли связано с каратайск. kurum "сарай, навес", алт. korum "защита, лагерь", тур. kurum "установка" (об этой группе слов см. Паасонен, JSFOu, 15, 38; 21, 43 и сл.). [М.Фасмер]

Profile

paganini
trueview
TrueView

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow