TrueView (trueview) wrote,
TrueView
trueview

Categories:

Род и Хронос

В древнегреческой мифологии Хронос (др.-греч. Χρόνος «время») — божество, порождающее Эфир, Хаос и Эреб. У орфиков Нестареющий Хронос именуется также Гераклом и Драконом-Змеем. Упомянут в орфическом гимне к Мусею. Отец Хор. По Ферекиду Сирскому, Хронос — одно из трёх первоначал, создал из своего семени огонь, пневму и воду. По одному из описаний, Хаос породил самое древнее, что было в нашей начинающейся Вселенной — Время. Эллины звали его Хронос. И теперь уже всё происходило во времени, так как пространство ещё только зарождалось. Хронос породил три стихии — Огонь, Воздух и Воду. Но это уже после того, как появилась Земля. Позднее отождествлялся с Кроносом на основании созвучия имён. Кро́нос (др.-греч. Κρόνος) — младший сын первого бога Урана (неба) и богини-демиурга Геи (земли). Первоначально — бог земледелия. Соответствует римскому Сатурну.

Как явствует из этимологии слова (Saturnus от satus — посев), Сатурн был богом земли и посевов. Ему приписывалось введение в Италии земледелия, садоводства, культуры винограда, удобрения земли, вследствие чего, как покровитель земледелия и податель плодородия, он считался, по преданию, доисторическим царём страны, переселившимся из Греции в Италию.

Рассказывали, что Сатурн, низвергнутый с трона Юпитером, после долгих скитаний по морю прибыл в Лаций. По Вергилию, это бог, пришедший с Олимпа в Италию. В Риме существовало предание, что Сатурн на корабле доплыл по Тибру до Яникула, здесь нашёл у Януса дружественный приём и затем основал себе убежище на другом берегу реки, у подошвы Капитолия, который раньше назывался холмом Сатурна. Исконное население Лация называлось Сатурновым; о поселянах, живших мирным трудом своих рук на лоне природы, говорили впоследствии как об остатке Сатурнова поколения. По Аврелию Виктору, он прибыл в Италию при Янусе, воздвиг город Сатурнию.

Родноверие — новое религиозное движение-реконструкция неоязыческого толка, одно из направлений славянского неоязычества, провозглашающее своей целью возрождение славянских дохристианских обрядов и верований. Некоторые родноверы проводят обряды «очищения» и «имянаречения», в результате которых получают новое языческое имя.

Истоки славянского неоязычества (родноверия) восходят к первой половине XIX века, когда в 1818 году польско-российский этнограф Зориан Доленга-Ходаковский в работе «О славянщине до христианства» (польск. O Sławiańszczyźnie przed chrześcijaństwem) выступил за возрождение язычества и ошибочность христианизации славян, а Б. Ф. Трентовский в книге «Славянская вера, или Этика, управляющая Вселенной» (Wiara słowiańska, czyli etyka piastująca wszechświat) (1848) писал, что славянские боги — ипостаси единого, в том числе христианского, бога.

Представители украинской так называемой «Родной Православной Веры» (то есть правь-славящие), которые почитают единого бога Рода, как источник всего сущего и несущего, Род проявляется своими нисхождениями в лице Богов и Богинь. Те же, в свою очередь, являются проявлениями трёх состояний вселенной (Рода) — творения, созидания и разрушения. Главное религиозное учение этого течения называется учением о Триглаве, что выражает триединство «Прави, Яви и Нави».

Род — божество, упомянутое в церковно-славянской обличительной литературе, направленной против язычников. Упоминается вместе с рожаницами. По мнению Б. А. Рыбакова и его последователей, Род — общеславянский бог, создатель всего живого и сущего.

Греческий оригинал «Слова Св. Григория об идолах (XII ст.)» посвящён развенчиванию античных культов богини-матери и бога-сына, празднование этих культов в вольном переложении русских книжников было названо родопочитанием. Сам пересказ начинается с привязки к античным образцам: «Кто беснуется, принося жертвы матери беса богине Афродите, Коруне — Коруна же является матерью антихриста — и Артемиде, рождению проклятой Диомисии из ягодицы (то есть Дионисе, рожденном, как известно, из Зевсова бедра). И недоношенный плод (почитают) и Гермафродита … Тем же богам требу кладут и творят и славяне: вилам, Мокоши-деве, Перуну, Хорсу — Роду и Рожанице…».

Затем «Слово Св. Григория об идолах (XII ст.)» ещё более стремится к развенчиванию «Рода и Рожаницы» — речь идет о тех, которые почитают «…проклятого же Осирида (то есть Осириса) рождение. Мать же, рождая его, впала в безумие, и потому его стали почитать как бога… А от тех обычай издревле переняли халдеи и начали требы творить двум своим богам Роду и Рожанице после рождения проклятого и скверного бога их Осирида. О том же Осириде повествует книга лживая и скверная сарацинского жреца их Мохамеда и Бохмита проклятого, что он родился через нелепый проход, чего ради его и назвали богом… Оттуда же начали эллины ставить трапезу Роду и Рожаницам, также египтяне, также римляне, также и к славянам дошло: вот и славяне начали ставить трапезу Роду и Рожаницам — ещё до Перуна, бога их; а прежде того клали требы упырям и Берегиням».

Н. И. Зубов полагает, что автор текста говорит о вытеснении образами христианской Богородицы и Бога-Сына образов языческих «рожениц» и «родов».

Упоминают Рода и другие русские книжники. Так, например, рукописный комментарий к Евангелию XV века, «О вдуновении духа в человека», противопоставляет Рода самому христианскому богу: «То ти не род седя на воздусе мечет на землю груды и в том ражаются дети … Всем бо есть творец бог, а не род»

По Б. А. Рыбакову эта цитата свидетельствует о первенстве Рода в славянском пантеоне, аналогичном безоговорочному первенству и единству монотеистического бога иудео-христианской традиции.

В XVI веке в «Уставе преподобного Саввы» находим такой исповедальный вопрос: «не сблудила ли с бабами богомерзкие блуды, не молилася ли вилам, или Роду и рожаницам, и Перуну, и Хорсу, и Мокоши, пила и ела?».

Слависты конца XIX — начала XX века стали на ту точку зрения, что Род — собственное имя забытого славянского бога, а в 1970-90-х Род становится главным славянским божеством в реконструкции пантеона, предложенной Б. А. Рыбаковым.

Как верховный Бог, Род сравнивался с латинским Сатурном. Иконография Рода показывает, что он управляет четырьмя элементами: стоит на рыбе, символе воды; держит в руках Колесо Времени, символ солнца и циклов Вселенной; держит ведро с цветами, символ цветущей земли; и вокруг его талии развевается ленточный пояс, символ воздуха. Вариации имени: укр. Рiд, др.-в.славянск. Роду, Hrodo, Chrodo, Crodo, Krodo, Crodone, ю.-слав Sud, словацк. Prabog, Praboh.

Hrodo_(Montfaucon_1722).jpg (248×426)

Исходя из написания имени на рисунке и Колеса Времени в руках, Род — это все тот же греческий Хронос (слившийся с Кроносом) и перенесенный на славянскую почву:

Род < Chrodo (Род) < др.-греч. Χρόνος, Хронос < χρόνος «время».

Почему традиционное Колесо Времени имеет 6 или 8 спиц? В древности стража была мерой времени — 4 ночных и 4 дневных стражы, например. У древних народов, до разделения времени на часы, стража — самый небольшой промежуток времени. Для охраны лагеря древние народы делили день и в особенности ночь на определённые промежутки времени, в которые сменялась стража. Отсюда счёт времени по стражам. Вавилоняне и древние греки делили ночь на три стражи, римляне — на четыре, по три часа каждая, и от них этот счёт был принят в позднейшее время (около I века христианской эры) также и евреями. О делении ночи на стражи упоминается в Священном Писании; деление времени на часы в библейское время не было известно. Если в Ветхом Завете упоминаются три стражи, то в Евангелиях говорится уже о четырёх ночных стражах [1].

«В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.»

Храм Сурьи в Конараке. Деталь цоколя мукхашалы [2].

1280px-Konark_Sun_Temple_Wheel.jpg (1280×960)

© TrueView

Tags: Велесова Книга
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments