TrueView (trueview) wrote,
TrueView
trueview

Category:

Книва

Книва — король готов приблизительно в 250—271 годах, упоминается в труде Иордана «О происхождении и деяниях гетов» — источника, особенно касающегося ранней истории готов, не всегда надёжного. Согласно данным Иордана, Книва был преемником Остроготы. Книва, кроме как у Иордана, неизвестен из других источников, да и у того не назван королём, а упоминается только по имени.

Весной 250 года три воинские колонны вторглись на земли Римской империи в провинции Дакия и Мёзия, включая и территорию Фракии. Поход осуществлялся под руководством готского короля Книвы, который, кроме своего собственного народа, мобилизовал и ряд других племён — карпов (славянское племя), бастарнов, тайфалов и асдингов-вандалов. Иордан приводит данные о численности войска Книвы в 70 000 воинов.

После преодоления трансалютанского лимеса главному войску Книвы удалось перейти реку Алюту (совр. Олт). После этого карпы отделились от готов и отправились вверх по Алюте в Дакию. Книва переправился через Дунай из сегодняшнего Челея в Эск (совр. Гиген) отклонился влево и вниз по течению и вступил в Нижнюю Мёзию.

Филиппополь был потерян римлянами летом 250 года. Запертые в городе фракийские отряды провозгласили императором Приска, для того чтобы он заключил с готами соглашение. Было предложено передать неприступный город готам и побрататься с ними. Но готы не выполнили соглашения. При взятии города творилось нечто ужасное. Предание говорит о 100 000 погибших. Кто не погиб, тот был уведён в плен, в том числе много лиц сенаторского звания. Об узурпаторе больше никто ничего не слышал.

Падение города позволило готам как следует осмотреться во Фракии, а также, по-видимому, и в граничащей с ней Иллирии. Они не особо спешили с возвращением на родину, хотя оба Деция, отец и сын, стояли на севере на Дунае. Не раньше весны 251 года Книва отправился в обратный путь. Отягощённые добычей, готы шли тем путём, которым в прошлом году двигалась их южная группа, но теперь в обратном направлении — на северо-восток.

После нескольких первых успехов в разгар лета 251 года римляне предприняли наступление на главные силы готов у Абритта (совр. Хисырлык), находившегося вблизи современного болгарского города Разград. Книва, который, по-видимому, лучше знал местность, заманил своего противника в необозримые болота. Он разделил готское войско на несколько тактических единиц, с помощью которых попытался окружить императорские отряды. Этот маневр удался, Деций и его сын погибли.

По мнению некоторых исследователей, предводителя готов по имени «Книва» никогда не существовало. Дексипп, впервые так его назвавший в «Скифской войне», не знал, что германцы словом *knewa (*knewan) обозначали степень ближайшего родства по мужской линии, то есть сына и наследника, причем наследника самого знатного происхождения. В германском войске таким человеком мог быть только сын Остроготы Хунуил (Hunuil).

Согласно жизнеописанию Аврелиана он позднее «уничтожил вождя готов Каннаба, или Каннабауда» (Флавий Вописк. Божественный Аврелиан. 22). В первой форме Cannabas усматривают передачу из какого-то греческого источника, предполагая того же Дексиппа. Этого Каннаба-Каннабавда порой и отождествляют с Книвой.

Как сообщает «Будинский Изборник» (БИ), Книв (Хонул, Овид) [226—283] — «Царь восточных готов и первенец Нидала (Остроготы), распространил власть над Русью от Ирмери и до Днепра, а в год 251-й от РХ пошел войной на римского цезаря Деция и убил его. В год 257-й от РХ пришел в германские земли и встал на реке Висле, и начал грабить города и села германцев и словен, и дань брать от них. А в год 262-й от РХ пришел в Халкедонию Тюркскую, и их города и села завоевал, и всю Тохарму покорил, и дани и богатства их забрал. А в год 267-й от РХ пошел на греков, на их город Афины, вместе с герулами и готами, и росомонами, и едва не взял этот город, и великие дани возложил на греков».

Также о нем помнит и «Велесова книга» (ВК). Среди текстов разбитых и раздавленных дощечек ВК имеются осколки и кусочки, где имеются данные о готских царях. Так Книв там назван Конорехом: «...ова настоящая была во времена Конореха, от которого произошли Алдорех и праправнук Готорех. (Он) ведь есть прадед Германареху [...ова іста біаша за щас КонерЪху окыдва ізтце АлдорЪх а праправце ГоторЪх Се бо іесь прадо IерменрЪху...]».

По Иордану, Германарих — младший сын Агиульфа и правнук Хунуила, то есть Книва-Хонула-Овида. Но и ВК также называет Германариха правнуком Конореха или Книва-Хонула-Овида.

А теперь разберемся с именами.

Имя Книв образовано от готск. kniu (средн.р, wa-основа) ‘колено’, которое тесно связано с готским kuni ‘род, племя’. Лат. gens ‘род, клан, потомок, отпрыск’, genus ‘потомство; потомок, отпрыск, сын или внук’, genu ‘колено’, др.-греч. γενεά ‘род, происхождение, род, племя, рождение, поколение, отпрыск, потомок, потомство’, γονή ‘рождение, произведение на свет, роды, плод, отпрыск, дитя, потомство, род, племя, поколение’, γόνος ‘рождение, произведение на свет, потомство, дети, отпрыск, дитя’, γόνυ ‘колено’.

Колено — то же, что и слово «поколение». В этом же смысле иногда используется в славянском языке и слово «род». Например, слова заупокойной молитвы «память их от рода и в род» означают «память из поколения в поколение».

Слова genus и γόνος также имеют значения — потомок, отпрыск, дитя, сын или внук. По всей видисти, король готов Нидал (Нидада, Острогота) называл Книвом (дитей, сыном, отпрыском) своего первенца Хунуила (< готск. kuni ‘род, племя’) или Конореха (< готск. kuni ‘род, племя’, др.-греч. γόνος ‘отпрыск, дитя’, γόνυ ‘колено’ + готск. reiks ‘начальник, вла­ститель’, лат. rēx, rēgis ‘царь, владыка, властелин, повелитель’). Или все же Книв — предводитель колена-клана-рода?

Возможно, мы косвенно столкнулись с упоминанием будущего титула конунг-князь, который тесно связан с др.-греч. γόνος ‘рождение, произведение на свет, потомство, дети, отпрыск, дитя’, γόνυ ‘колено’, герм. knie или норв. kne ‘колено’:

Князь ~ др.-греч. γονεύς ‘родитель, отец, предок’, γονέας ‘отец, родители’.

Князь — это глава или «отец» всех, подвластных ему, членов племени-рода (первоначально семьи).
Князь — предводитель «колена» (рода, племени).

Титул князь встречается в ВК и в полногласной форме — конезе, конензе (с носовым): «...I по те о добiе бысте седьмы десенте конензе нашiе, яко Мезiславо, Боруславь, i Комонебранещ, i Горыславь. I тако iзбрященi [бяща i] iны о веще i одлоущенi о веще, колiбва люды не хотящете iех. се бо тоiе конезе влiце трудiще се.»

Слово князь, которое есть во всех славянских языках, по распространенной версии родственно слову конунг через древнегерманский корень *kun-ing- и является древним общеславянским заимствованием. Это заимствование встречается и в других негерманских языках: в финском и эстонском — kuningas; латышском — kungs (господин) и ķēniņš (король); литовском — kunigaikštis; саамском — gonagas или konagas; татарском — kenäz; и другие.

Конунг (др.-нор. konungr, др.-англ. cyning) — древнескандинавский термин для обозначения верховного правителя. Точная этимология слова является дискуссионной и существует несколько версий. Согласно одной из них *kun означает родство, а термин — потомок правителя. Например, в Песне о Риге младшим сыном Ярла упомянут Кон, именуемый юным. В оригинале это имя звучит как др.-нор. Konr ungr и означает «юный отпрыск». М. И. Стеблин-Каменский определяет происхождение слова конунг прибавлением словообразовательного суффикса ingr/ungr к слову род (др.-нор. Konr), а, следовательно конунг — человек из соответствующего рода, родственник. Согласно другим теориям, *kuning-az- переводится как «глава общины» или «принадлежащий женщине» (др.-нор. kona — женщина), то есть богине-матери, что отражает статуса конунга как верховного жреца, но последняя версия мало состоятельна, на что указывает развитие термина в разных языках. Например, в древнеанглийском женщина будет cwene, в то время как род — др.-англ. cynn, а конунгcyning.

Зададимся вопросом, а являются ли однокоренными др.-греч. γονή ‘рождение, произведение на свет, роды, плод, отпрыск, дитя, потомство, род, племя, поколение’ и γόνυ ‘колено’. По всей видиости, являются и потому слова род и колено во многих языках считаются синонимами.

Вертикальные роды традиционны для народов Средней Азии, Ближнего Востока, Крайнего Севера, Китая. Так испокон веков рожали коренные жители Африки, Австралии, Америки. В средневековой Европе также практиковались роды в положении на корточках, на коленях и даже на специальном стуле с выемкой в сиденье, чтобы удобнее было принимать ребенка. Такие стулья для родов, кстати, нередко составляли приданое невесты. По легенде, впервые женщину во время родов уложил на кушетку французский король Людовик ХIV. Ему страшно захотелось увидеть, как появляется на свет его наследник, а вертикальное положение роженицы не позволяло удовлетворить любопытство августейшей особы.

----

Proto-Germanic: *kniwa-n, *kniwō ‘колено’. Gothic kniu n. (wa) ‘колено’, Old Norse knē ‘колено, член (тела); конечность; сустав, звено’, Norwegian kne, Swedish knä, Danish knä, Old English cnēow (cnēo) ‘колено; поколение, родство’, English knee, Old Frisian knī, knē, kniū, Old Saxon knio, Middle Dutch cnie, Dutch knie, Middle Low German knē, Old High German knio, kneo, Middle High German knie (gen. kniewes, knies, pl. kniewe, knie), German Knie ‘колено’.

Proto-IE: *g'enw-, *g'new- ‘колено’. Hittite genu- ‘колено’, genussa-/i- ‘коленный сустав’, Palaic ginu-, Tokharian: A kanwem, B keni, Old Indian jā́nu, Avestan žnūm, Iranian: Pehl zānūk, NPers zānū, Armenian cunr ‘колено', Old Greek γόνυ, att. γόνατος ‘колено, член (тела); конечность; сустав, звено, узел’, γωνία ‘угол’, Latin genū, Illyr. Genusus, Slavic *zvēno: русск. звено, укр. звено́, болг. звено́, польск. dzwono, в.-луж. zwjeno ‘обод колеса’, н.-луж. zẃeno, полаб. zvenü ‘обод’, русск. звено, позвоно́к.

• Finnish kyynärä, kyynäs ‘локоть’, Estonian küünar, Mordovian keńeŕ, keńeŕe, käńiŕ, keńir, keńd́ir, keńeŕ ‘предплечье; локоть’, Mari (Cheremis) kǝńer, kǝ̑ńer, Khanty (Ostyak) kö̆ṇŋi, Mansi (Vogul): koänɣeĺ, konlɔ̄wl, Hungarian könyök (dial. könyék) ‘локоть’.
• Lezghian q:ün, Tabasaran ʁIun, Agul R̀un, Rutul ʁIun, Kryz qunä, Archi qIun ‘плечо’.
• Chaplino kanáɣaq, Naukan kanáʁaq, Alutiiq Alaskan Yupik kanaxtu, Koniag kanaɣaq, Central Alaskan Yupik kanaɣaq, Seward Peninsula Inupik kanāq, North Alaskan Inupik kanaɣaq, kanak (length), Western Canadian Inupik kanāq, Eastern Canadian Inupik kanāq, Greenlandic Inupik kanāq ‘голень, нога, нижняя конечность’.
• Evenki keńete, kuńetu, Even kēńeče, kȫnčen ‘голень, колено; унты’.
• Middle Japanese kane ‘наугольник, ластовица’. Sino-Tibetan: OC 肩 *kēn ‘плечо’.
• Old Turkic: qanat, Karakhanid qanat, Tatar qanat, Middle Turkic qanat, Uzbek qanɔt, Uighur: qanat, Sary-Yughur qejnat, Azerbaidzhan Ganad, gänäd (dial.), Turkmen Gānat, Shor qanat, Yakut kɨnat, kɨj̃ɨat, Dolgan kɨnat, Tuva qanat, Tofalar xanat, Kirghiz qanat, Kazakh qanat, Noghai qanat, Bashkir qanat, Gagauz qanat, Karakalpak qanat, Salar qanat, Kumyk qanat ‘крыло’, Turkish kanat, Khakassian xanat, Oyrat qanat, Chuvash śonat, Balkar qanat, Karaim qanat ‘крыло, плавник’.

© TrueView

Tags: Будинский изборник, Велесова Книга, готы, князь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments