TrueView (trueview) wrote,
TrueView
trueview

Category:

Тридевятое царство

Ангельская иерархия (Девять чинов ангельских) в ангелологии — упорядоченное представление гармонического единства мира ангелов, в христианстве, в частности, разработанное на основе принципа триадического построения. Во времена первых веков христианства и вплоть до позднего Средневековья, христианские теологи разработали множество схем ангельских иерархий, выделяя при этом несколько уровней, или ангельских хоров. Все эти схемы в той или иной степени основаны на Ветхом и Новом Заветах, в частности такие ангельские чины, как «начальства», «власти», «силы», «господства» и архангелы, неизвестные из традиции иудаизма, основаны на Кол. 1:16, Еф. 1:21, 6:12 и 1Петр. 3:22, 1Фес. 4:16 и Иуд. 9. Некоторые схемы опирались друг на друга, зачастую расширяя количество ангельских рангов или уменьшая их, другие предлагали совершенно отличные классификации, в том числе с обратным порядком ранжирования. Зачастую многие авторы (например, Афанасий Великий, Григорий Богослов) ограничивались простым перечислением ангельских чинов, не пытаясь их каким-либо образом систематизировать.

В конце концов методом сравнительного анализа Ветхого и Нового Заветов, в том числе этимологического и семантического разбора, христианские богословы (при наличии известных вариаций между отдельными авторами) приняли ареопагитскую ангельскую иерархию в следующем (нисходящем) порядке:

Первая степень (сфера) (по ветхозаветным источникам): Серафимы, Херувимы, Престолы (также и по новозаветным источникам)
Вторая степень (сфера) (по новозаветным источникам): Господства, Силы, Власти
Третья степень (сфера) (по ветхозаветным и новозаветным источникам): Начала, Архангелы, Ангелы

Третья сфера (класс, ранг, группа, категория, градация, порядок, чин, лик, вариант):

Начала (архонты), ср.-греч. ἀρχαί, лат. principates (Рим 8:38; Еф 1:21; Кол 1:16) — им поручено управлять Вселенной и стихиями природы.

Архангелы (начальники ангелов), ср.-греч. ἀρχάγγελοι — Михаил (Откр 12:7) — учители небесные, учат людей, как поступать в жизни.

Ангелы, ср.-греч. ἀγγελοι — наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Гавриил (Лук 1:26); Рафаил (Тов 5:4); (Для Псевдо-Дионисия архангел Михаил является «ангелом»); Семь Ангелов с золотыми чашами, наполненными гневом Бога (Откр 15:1); Ангел Бездны Аваддон с цепью и ключом от бездны (Откр 9:1, 11; 20:1); Семь Ангелов с трубами (Откр 8:6) [1], [2].

Существует ошибочное мнение, развитое лингвистами, что слово «Тридевятое» произошло от девятеричной (троичной) системы счисления: в старину считали по тройкам, отсюда тридевять (три раза по девять) — двадцать семь, тридесять — тридцать. Однако не существует подтверждений этого, так же как не существует аналогичных построений от «двудевяти» до «девятидевяти». Поэтому, хоть это слово и имеет все признаки числительного, на самом деле оно таковым не является, это фольклорное новообразование.

Тридевятое царство (тридесятое царство, тридевятое государство, тридесятое государство) — в народных сказках «иная, далёкая, чужая, волшебная» страна в которую попадает герой, отделённая от обычного мира непроходимым дремучим лесом, пропастью, морем или иным препятствием [3].

Новгородская грамота № 715. Обнаружена в квадрате 27. Это целый документ, текст которого, расположенный в трех строках, делится на слова следующим образом: «Тридевято анеело, тридевя ароханело, избави раба (бо)жея Михея трасавиче молитвами святыя богородичя» (рис. 1:2). Слово «тридевять» («тридевято», «тридевя»), разумеется, не имеет цифрового значения, а обозначает сонм ангелов («анеело») и архангелов («ароханело»), которые призывают избавить раба божия Михея от лихорадки («трасавиче») силой молитв святой Богородицы. Это на момент находки древнейший ставший известным заговор; знания о заговорах до сих пор базировались почти исключительно на этнографических записях. В Паисиевом сборнике конца XIV — начала XV вв. имеется следующий любопытный в этой связи текст: «Недуги лечат чарами и наузы, немощного беса, глаголемаго трясцю, мняться прогоняюще некими ложными писмяны проклятых бесов» (Срезневский 1912:стб. 1030). ...Грамота датируется второй четвертью XIII в. [4].

Ангелы и архангелы — ангелы ТРЕТЬЕЙ СФЕРЫ.

Девя, девято — раздел, часть, сфера, класс, ранг, группа, категория, градация, порядок, чин, лик, вариант. Ответвление (branch), отклонение!

Лат. deviatio [devio «уклоняться в сторону, сбиться с пути»] «отклонение», devia [devius] «боковые дороги, окольные пути», devius [via «путь»] «лежащий в стороне от дороги; отдалённый; недоступный, уединённый; уклонившийся» [deviatio: from late Latin deviat- 'turned out of the way', from the verb devio, from de- 'away from' + via 'way'].

Третья девиация — это третья сфера или третий вариант (англ. variation «вариант, вариация; отклонение», лат. variatio «различие, изменение»).

Тридевятое царство — это трижды отклонившееся с пути, трижды отдаленное, далекое царство (лат. devius «лежащий в стороне от дороги; отдалённый; недоступный, уединённый; уклонившийся»).

Выражение «Тридевятое царство, тридесятое государство» очень часто встречается в русских народных сказках как синоним выражения «очень далеко».

Слово тридевятое может быть заимствованием выражения из французского (Каролинги) языка: très dévié
«очень удалённое», très «очень, весьма», dévier / dévié «отводить, отклоняться, отклонять» .

© TrueView
Tags: числительные
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment