TrueView (trueview) wrote,
TrueView
trueview

Category:

Education

Общественное мнение, неписанные законы в обществе заставляли гражданина Афин заниматься обучением и воспитанием своих детей.

К концу 5 века до н.э. в Афинах не было ни одного свободного человека, который бы не умел писать и читать. В это же время стали организовываться школы. Афиняне считали необходимым дать ребенку интеллектуальное, музыкальное и физическое воспитание. Важным считали одновременное физическое и умственное воспитание. Афиняне стремились к полному всестороннему раскрытию способностей человека. Главной стимулирующей силой при воспитании молодежи были благородные соревнования. Принцип состязательности — агонистика. Соревнование отдельных личностей и групп в различных областях жизни с целью достижения наилучшего результата.

В соответствие с задачами воспитания мальчикам в Древних Афинах полагалось иметь трех учителей: грамматиста, кифариста и педотриба.

Грамматист — учитель грамоты, обучал детей чтению и письму, давая им основные понятия о счете. Тетрадями служили деревянные таблички, покрытые воском, на которых дети острыми палочками чертили буквы и фразы. Когда они овладевали искусством чтения и письма, то переходили к изучению древних писателей, среди которых важное место занимали Гомер и Эзоп. Ученики разучивали стихотворения законодателя Солона, сочинения Феогнида, гимны в честь богов, исполняемые во время ритуальных праздников.

Исполнение гимнов проходило под аккомпанементы лиры или кифары. Игре на этих инструментах обучал кифарист, пели песни и гимны — соло или хором.

Основная цель физического воспитания — подготовить юношу к военной службе. В 4 веке до н.э. военная служба продолжалась 4 года (с 18 лет). После года службы военнослужащие (эфибы) несли службу в пограничных районах. Эфибы давали присягу, что не опозорят доверенного им оружия, не бросят товарища в беде и будут защищать свою Родину. Во время военной подготовки предусматривалось также дальнейшее обучение музыке и участие в государственных торжествах.

В это же время для обучения детей стали привлекать учителей мудрости — философов. В основном речь идет о софистах. Они обучали детей не только риторике — искусству произнесения речей, но и искусству спора, во время беседы излагали основные понятия об устройстве мира.

Под руководством петотриба — учителя гимнастики, дети состязались в беге, прыжках, метании копья и диска. Здесь дети проявляли особый энтузиазм, так как их ждали в будущем различные спортивные соревнования, победа в которых была почетна.

Первые гимназии были образованы в Древней Греции. Мальчики 7-13 лет учились в школах «грамматиста» и «кифариста». Учителя назывались дидаскалы (δῐδάσκω ‛учить, обучать’). В школу мальчиков сопровождал один из рабов, называвшийся педагогом (из др.-греч. παῖς (παιδίον) ‛дитя, мальчик’ (откуда παιδεία ‛воспитание, обучение’) + ἀγωγός ‛ведущий, тот, кто ведёт’, из ά̓γω ‛веду’). Дети наиболее обеспеченных граждан поступали в гимнасии, где изучали философию, политику, литературу, для того, чтобы подготовиться к участию в управлении государством.

Словом δῐδασκᾰλεῖον называли ‛училище, школу’, διδασκαλία ‛преподавание, обучение’, δῐδάσκω ‛учить, обучать’, διδάσκαλος ‛учитель(ница)’.

Как пишут Л.Е. Коган, C.В. Лёзов: «Аккадские глаголы idûm (edûm) ‛знать’. Глагол išûm не встречается в производных породах, в то время как формы, явно родственные глаголу idûm, зафиксированы в D со значением ‛уведомить, дать знать’. Эти формы, однако, представляют собой регулярные образования с корнем wdH: прет. uweddi и т. д.»

Для славянских языков характерна протеза (др.-греч. πρόθεσις выставление) — присоединение неэтимологического опорного или переходного звука для удобства произношения в начале слова, например: укр. вулиця «улица», лат. spērāre > фр. espérer, исп. esperar «надеяться», восемь (осмь). Аналогичную ситуацию можно наблюдать с аккадским глаголом edûm ‛знать, узна(ва)ть, изучить, познавать; ведать’. От этого глагола могло образоваться славянское слово ведать. Вся цепочка, возможно, выглядит следующим образом:

русск. ведать = (в)едать < аккадск. edûm ‛знать, узна(ва)ть, изучить, познавать; ведать’ < (шумерск. E ‛дом’ +) DA ‛доска для письма’ — Дом письменной доски или может быть просто ‛доска для письма’. Греческое (d)idasco ‛учить, обучать’ < аккад. idûm ‛знать, узна(ва)ть, изучить, познавать; ведать’. Англ. learn  ‛учить’ < аккад. lē'û  ‛доска для письма’.

По-шумерски школа называлась «эдубба» — «дом табличек» — и предназначалась прежде всего для подготовки писцов. В процессе обучения письму использовались глиняные таблички, на которых ученики писали заостренной палочкой (стилем). В основном школы были небольшими, насчитывавшими 20–30 учеников, с одним учителем, который создавал таблички-модели, дети переписывали их и заучивали наизусть. Методика обучения базировалась на многократном повторении. В крупных «эдуббах» (их называли «домами знаний») было несколько учителей письма, счета, рисования, много помещений для занятий и хранения табличек.

К I тысячелетию до н. э. складывается шумерский идеал образования, включающий высокий уровень овладения письмом, составления документов, искусством пения и музыки, умение принимать разумные решения, знание магических обрядов, сведений из географии и биологии, математических вычислений. Школы открывались при храмах и дворцах, их посещали мальчики, девочки могли научиться письму дома у своего отца. Образование, получаемое в «домах табличек», давало возможность занимать управляющие посты. Ученики делились на младших и старших «детей эдуббы», обучение вел «старший брат» — учитель и контролировал «отец школы» — директор. Зарождались новые методы обучения — беседа, разъяснение, спор.

Постепенно к концу I тысячелетия школьное образование становится сферой влияния семей, которые столетиями из поколения в поколение передавали мастерство писцов. В это время высокого уровня достигает искусство врачевания, которому обучали жрецы, поскольку оно приравнивалось к магическим ритуалам.

© TrueView


Subscribe

  • Овсень

    Овсе́нь (Авсе́нь, Авсенька, Овесе́нь, Ба́усе́нь, Та́усе́нь, Говсе́нь, Усе́нь, Тусень, Титусень) — встреча нового года. День в народном…

  • Добрян

    Сочинения Ю. П. Миролюбова вышли в свет в Мюнхене в 1974–1984 годах, в девяти томах, уже после смерти автора (в 1970 году). Первые три тома…

  • Куда Макар телят не гонял: Масар и Уразман

    Начало! Савма́к (греч. Σαύμακος) — представитель скифской знати, организатор и руководитель…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment