TrueView (trueview) wrote,
TrueView
trueview

Categories:

Псковский камень

Некоторое время назад на сайте Академии Тринитаризма появилось сообщение о находке «уникальной» надписи на камне, сделанной славянским докирилловским письмом. По мнению автора, язык надписи является диалектным русским, а алфавит смешанный, включающий в себя знаки кириллицы, архаического греческого и латиницы. Затем последовало опровержение Игаль Замира из Израиля, утверждавшего, что это  эпитафия на могильном камне с еврейского кладбища.

При помощи Александра Этермана eterman, его жены Елены и Алексея Богославского gview надпись была прочитана. Дата создания надписи  1920 год. Вот что написано в оригинале:

פ"נ

הצנועה חיה

פנינה ב' רב"

יצחק כ"ץ טוב

שנת תרפ

תנצבה

Перевод: 

З(десь) п(охоронена)
Скромница Хая
Пнина д(очь) рабби
Ицхака К(огена) П(раведного) Това
Год 5680
Д(а) б(удет) д(уша) е(е) в(плетена в) с(вязку) ж(изни)



Г.Г. Котова
Уникальные камни Псковской области

Слезы людские, о слезы людские, 

Льетесь вы ранней и поздней порой…

Льетесь безвестные, льетесь незримые,

Неистощимые, неисчислимые, - 

Льетесь, как льются струи дождевые 

В осень глухую, порою ночной. 

Ф.И. Тютчев. 


Рис. 1.

Камень, найденный в лесу неподалеку от деревни Урицкое 

Великолукского района Псковской области.

22 сентября 2012 года на сайте «Академии Тринитаризма» было опубликовано письмо Артема Борисовича Каракаева с просьбой сказать, что и на каком языке написано на камне, фотография которого приводится на рис.1. Камень этот, по словам Артема Борисовича, найден в лесу неподалеку от д. Урицкое, что находится в 30-35 км от гор. Великие Луки. Неподалеку от места находки протекает река Ловать, по которой, как говорят летописные источники, проходил путь из Варяг в Греки (1). 

Поскольку камень с надписью найден в Псковской области, можно было предположить, что текст написан на диалектном русском языке, но с использованием знаков архаического греческого алфавита. Еще Ф. Воланский, польский археолог, филолог и эпиграфист в 19 веке писал «…многие Славяне, а именно в России, Сербии и Молдавии употребляют и по сие время эти письмена, и мы имеем полное право спросить: Славяне ли заимствовали у греков или последние у Славян эти письмена?» (2). А наш эпиграфический опыт показывает, что архаические греки говорили на диалектном русском языке, т.е. были также праславянами (3, с.212-225), и, следовательно, архаический греческий алфавит можно с полным основанием назвать русским докирилловским алфавитом.

Текст на камне сплошной, слова не разделены, только во второй строке после третьей буквы стоит вертикальное двоеточие, означающее конец фразы. В конце пятой и шестой строки стоит точка, в одном случае внизу, в другом случае вверху. Письмо консонантно-вокалическое. Часть слов написано с выпуском либо всех гласных, либо одной гласной, с выпуском конечных слогов. Нет предлогов. Такой способ написания объясняется желанием поместить как можно больше слов на небольшую поверхность, а также трудностью высекания букв на камне. В тексте 6 строк, которые написаны слева направо и сверху вниз, и 21 слово. Направление чтения определяется написанием букв L (Л) и С, а также Е и Б – все они повернуты вправо. Текст написан разным стилем – наряду с печатными буквами есть буквы, написанные полукурсивом, рядом с обычной по высоте буквой стоит буква маленького размера, или буква находится внутри другой. Одной и той же букве может соответствовать несколько графем, и одна и та же графема может быть написана с вариациями контура. Время написания текста неизвестно. Но по некоторым признакам его можно отнести к второй половине 2-го тыс. н.э. вплоть до 19 века: 1. буква Б выглядит как кирилловская. В архаических греческих алфавитах такой графемы не было; 2. упоминается Бог, скорбящий и оплакивающий - так воспринимали бога после установления христианства на Руси; 3. текст звучит мягко, т.к. в нем много слов с буквой л, а выражение лились слезы, лились, Бог лил звучит совсем по-современному. В более ранние времена могли сказать ери – голосят от ерикать (пск.) – голосить или река – ревет, воет; 4. вместо слов ласить и лихие использованы более поздние формы ласкать и лиходеи

После транскрипции русскими буквами и транслитерации надпись на камне смотрится следующим образом: 

Транскрипция и транслитерация текста:

1. ЛТС КОЛ Р 

2. М ПВ : ЛТС ЛХД 

3. И АЛД ЛИ.С СК БИ ОЛ

4. ЛС СН ЛЗС И ЛСК

5. ЛИЛИС СЛЕ ЛИЛИ

6. БК ЛИ

Чтение:

1. ЛеТоСь КОЛолись на Ра -*

2. Ме ПаВетки : ЛеТоСь ЛиХоДе -

3. И на АЛоДь ЛИЕСа СеКом БИли ОЛелько

4. ЛаСу СыН ЛиЗаСе И ЛаСКаться

5. ЛИЛИСь СЛЕзы ЛИЛИсь.

6. БоК ЛИл. 

Перевод:

1. ЛЕТОСЬ ДРАЛИСЬ на МЕ- 

2. ЖЕ, ПАВЕТКИ : ЛЕТОСЬ ЛИХОДЕ-

3. И на ОПУШКЕ ЛЕСА СЕКОМ УБИЛИ, ГОРЕ МНЕ,

4. ЛАСУ. СЫН любил ЦЕЛОВАТЬСЯ И ЛАСКАТЬСЯ.

5. ЛИЛИСЬ СЛЕЗЫ, ЛИЛИСЬ.

6. БОГ ЛИЛ.


http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/005a/02111158.htm

Игаль Замир
Иной подход к дешифровке надписи на камне из Псковской области

Я решил написать эту заметку сразу после того, как на сайте «Академии Тринитаризма» была опубликована статья Г.Г. Котовой о дешифровке надписи на камне из Псковской области. В ней утверждалось, что язык надписи является диалектным русским, а алфавит смешанный, включающий в себя знаки кириллицы, архаического греческого и латиницы.

Однако, если камень перевернуть ( рис. 1), то каждый, кто знает иврит ( рис. 2 и 3), историю его возникновения (рис.4) и знаком с иудаизмом (не еврейством) скажет вам, что на фотографии могильная плита - сверху פיינ, под ней похоронена женщина, имя я не могу разобрать (это 3я сверху строка), видимо, дочь Ицхака (4ая строка). Похоронена в год (שנת תרפ ) пятая строка сверху, что по современному календарю соответствует 1920 г.




http://www.trinitas.ru/rus/doc/0021/001a/00211139.htm



Subscribe

  • И как это объяснить?

    Россия — огромная страна и статистика в ней огромна... Статистика вакцинации от коронавируса в России! На сегодня (16.10.21): 50 469 772…

  • Катастрофа все ближе! Скоро миллион!

    Прошло 3-4 месяца и мой прогноз на основе инсоляционной гипотезы сбылся неделя в неделю, день в день. Но никто так и не прислушался.…

  • Пирог

    М. Фасмер: пирог От праслав., от кот. в числе прочего произошли: русск. пирог, укр. пирíг (род. п. -ога́), белор. пiро́г, чешск.,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment