TrueView (trueview) wrote,
TrueView
trueview

Categories:

Арней

Оригинал взят у kyndugr в Ономастические этимологии 1

Арней

                        m. nom. propr. народная форма имени Ириней.

Отражено в ойкониме Арнеево, Арнѣева 1859 г. дер. на р. Речме,  Серпуховской уезд Московской губернии.

          Это имя носил, между прочим, словенский филолог-славист Варфоломей Ерней Копитар (Jernej Bartol Kopitar, 23.8.1780, Репне, Югославия, — 11.8.1844, Вена. По другим сообщениям, он родился 21 августа).  Сербы называли его Арней (показан среди подписчиков «Сербске Лѣтописи», 1826).

          Морошкин (Славянский именослов) со ссылкой на анонимную статью (ЖМНП 1859, т.73, вып.1, отд. V, с.1) утверждает, что Арней, Ерней «переделано Краинцами из Христ. Варѳоломея», проявив свойственную не только ему, но и всем русским писателям того времени поверхностность. Легко выясняется, что день памяти апостола Варфоломея 24 августа, а св. Иринея — 23 августа.



===========================================================================================

23 августа в Риме проходил праздник Vulcanalia в честь Вулкана (Vulcanus). Празднества древних римлян в честь Вулкана, бога огня... Жертвоприношения и игры в Большом Цирке. Это также считался праздник жатвы, предохранявший от пожаров.

Цирк в древнем Риме — место для конных состязаний и состязаний колесниц, для боёв гладиаторов и других зрелищ. Большой Цирк в Риме располагался в длинной узкой долине между Палатинским и Авентинским холмами и в законченном виде достигал около 600 м в длину и чуть меньше 100 м в ширину. Во времена поздней Империи считалось, что там может разместиться от 150 до 385 тысяч человек. Покрытый песком скаковой круг (арена) был разделен пополам низкой закругленной стеной. Вокруг арены располагалось возвышение (подиум), с которого наиболее знатная часть публики наблюдала за происходящим, сидя на специальных трибунах или в ложах.

Давно известна склонность христианской церкви использовать чужие праздники. Так, например, в своё время церковь присвоила себе праздник дня рождения солнечного бога Митры (иначе  день рождения Непобедимого Солнца  dies natalis Solis invicti), проходивший в Римской Империи 25 декабря, превратив его в рождество Иисуса Христа, день, месяц и даже год рождения которого не известны.

Таким же образом возник христианский праздник в честь св. Иренея, совпадавший с праздником Вулканалий. В этот день проходили жертвоприношения и игры на АРЕНЕ в Большом Цирке Рима.

АРЕНА  круг посредине цирка, где даются представления. 

ЦИРК (лат. circulus, "круг"), в общепринятом значении  происходящее на круглой арене развлекательное зрелище с конными и акробатическими номерами; в буквальном  сама арена или любая другая площадка, где происходят подобного рода зрелища. РИМСКИЙ ЦИРК занимал значительное место в римской цивилизации, привлекая большое количество людей главным образом гонками колесниц и конными ристалищами. Гладиаторские бои и травля диких зверей также регулярно проходили в цирках, пока в ранние времена Империи для этого не были построены специальные амфитеатры. Цирковые игрища начали устраивать еще в глубокой древности в связи с традиционными сакральными церемониями или "играми", как мартовские празднества в честь Марса, Консуалии в августе и декабре и самые древние сентябрьские Римские игры, а также во время празднования различных военных триумфов. В те времена немногие зрелища могли соперничать в популярности с цирковыми, о чем свидетельствуют и античные авторы, и знаменитое "хлеба и зрелищ" (в латинском оригинале  "хлеба и цирков"), и огромное количество мест в больших античных цирках. В плане римский цирк напоминал удлиненную букву U, открытый конец которой закрывали расположенные по слегка закругленной линии загоны, где снаряженные колесницы ожидали сигнала к началу гонок. Полукружье с противоположной стороны было прорезано большими украшенными воротами, через которые проходили разного рода процессии. Покрытый песком скаковой круг (арена) был разделен пополам низкой закругленной стеной. Вокруг арены располагалось возвышение (подиум), с которого наиболее знатная часть публики наблюдала за происходящим, сидя на специальных трибунах или в ложах. За подиумом ступенями поднимались ряды сидений, окружая всю арену, за исключением того конца, где находились загоны. Коробку цирка поддерживали аркады, иногда в несколько этажей, через них зрители проходили к своим местам. Древнейшим и самым знаменитым из римских цирков был Большой цирк (Circus Maximus), по образцу которого строились все другие. Он располагался в длинной узкой долине между Палатинским и Авентинским холмами и в законченном виде достигал около 600 м в длину и чуть меньше 100 м в ширину. Разделительная стена арены длиной около 350 м находилась над закрытым сверху ручьем, который протекал по долине и впадал в Тибр. Хотя конские ристалища проводились на месте Большого цирка еще со времен Ромула, возведение в 329 до н.э. деревянных загонов свидетельствует о появлении его постоянных строений. Следующей постройкой была разделительная стена. На ней располагались статуи и семь деревянных яиц, впоследствии замененные мраморными. Они служили для указания количества кругов, пройденных в ходе состязания. Свой окончательный вид Большой цирк приобрел при Юлии Цезаре и Августе. Именно тогда Дионисий Галикарнасский описал его в 7 г. до н.э. как одно из чудес Рима. Между ареной и зрительскими местами для защиты от диких зверей был вырыт ров шириной 3 м и столько же глубиной. Места для зрителей делились на три секции: в нижней они были каменными, в двух верхних  деревянными. Загоны не имели крыши, и выход из них закрывался препятствием из канатов, которое можно было одновременно для всех состязающихся бросать на землю, открывая выход на арену. По наружному периметру цирка в одноэтажной аркаде, через которую проходили зрители на свои места, располагались лавки мелких торговцев. Август выстроил на палатинской стороне арены императорскую ложу и поставил на разделительную стену обелиск из Гелиополиса. Он выделил также специальные места для сенаторов и членов сословия всадников. Клавдий заменил деревянные загоны мраморными, а деревянные конические столбы, стоящие по концам разделительной стены и отмечающие место поворота,  бронзовыми с позолотой. Нерон приказал засыпать ров, выкопанный при Цезаре, и тем самым увеличить площадь арены. Домициан увеличил количество загонов c восьми до двенадцати. В результате перестроек после многочисленных пожаров цирк постепенно увеличивался в размерах и все более украшался. Наибольшее расширение произошло при императоре Траяне, а украшение  при Константине и Констанции. О вместимости Большого цирка в античных источниках приводятся самые разные данные. Во времена поздней Империи считалось, что там может разместиться от 150 до 385 тысяч человек. Игры и состязания проходили в Большом цирке регулярно до самого конца 6 в. В последний раз их проводил Тотила в 539, когда цирковые постройки уже начали разбирать на строительный камень. Это продолжалось на протяжении всех Средних веков, пока, наконец, к началу 16 в. все не было окончательно разрушено. Раскопки, проводившиесая в конце 1930-х годов, дали минимальные результаты. В Риме были и другие цирки, например цирк Фламиния на Марсовом поле, ныне сильно разрушенный, или цирк, построенный Нероном в садах его матери Агриппины, неподалеку от Ватикана. Частично на его фундаменте возведен собор св. Петра. Из всех античных цирков лучше всего сохранился цирк Максенция в окрестностях Рима неподалеку от Аппиевой дороги и рядом с гробницей Цецилия Метелла. Гонки двухколесных колесниц (как правило, по две или по четыре лошади в упряжке) состояли из семи кругов по арене. Сигнал к началу подавал белым флагом специальный служитель, располагавшийся на помосте над загонами. Лошадей и колесничих поставляли по контракту с устроителем игр ассоциации коннозаводчиков. Это были большие предприятия, державшие крупные конные заводы и школы по подготовке колесничих, а также предоставлявшие разные услуги, связанные с состязаниями. На протяжении всего периода Империи было всего четыре таких конных завода, причем каждый имел свои цвета, под которыми соревновались его колесницы. У каждого были свои преданные поклонники, стычки между которыми иногда заканчивались кровопролитием. [1]

Subscribe

  • Овсень

    Овсе́нь (Авсе́нь, Авсенька, Овесе́нь, Ба́усе́нь, Та́усе́нь, Говсе́нь, Усе́нь, Тусень, Титусень) — встреча нового года. День в народном…

  • Добрян

    Сочинения Ю. П. Миролюбова вышли в свет в Мюнхене в 1974–1984 годах, в девяти томах, уже после смерти автора (в 1970 году). Первые три тома…

  • Куда Макар телят не гонял: Масар и Уразман

    Начало! Савма́к (греч. Σαύμακος) — представитель скифской знати, организатор и руководитель…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments