Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

paganini

Хоругвь

Хоругвь («знамя, стяг», известна также под названием хорунка, корогва) — религиозное знамя с образом Иисуса Христа, Богородицы или святых. Используется в Православной и Восточнокатолических церквах. По одному из толкований православных богословов, хоругвь рассматривается как «символ победы над смертью и диаволом».

Collapse )
paganini

Именник болгарских ханов и Джагфар Тарихы (2)

начало https://trueview.livejournal.com/184519.html

Хан Омуртаг правил Болгарией с 814 по 831 год, сын Крума. В правление Омуртага по всей Болгарии развернулось большое строительство. Была восстановлена столица Болгарии Плиска, разрушенная в 811 году императором Никифором.

Collapse )

paganini

Бог и половина — одного корня

В славянской мифологии Бог — могущественное, сверхъестественное, Высшее Существо. Русское слово «бог» имеет общеславянское происхождение и родственно др.-перс. baga, санскр. bhagas — «податель благ». Авест. baɣa «господь», «бог» происходит от др.-инд. bhájati, bhájatē «наделяет, делит», авест. baẋšaiti «участвует», греч. φαγεῖν «есть, пожирать».

В индуистской мифологии Бхага (санскр. bhaga «наделитель», а также «доля», «счастье», «имущество») — божество класса Адитьев. В Ригведе ему посвящен один из гимнов, а имя встречается более 60 раз. В ведах Бхага выступает как воплощение счастья, владыка богатства и сокровищ, распределитель даров и удачи между людьми. Из-за его благосклонности к людям Бхага частый объект молитв, благословляя в то же время жертвы. Он посылает людям счастье, состоящее в достатке, плодородии, наделяет женщину счастьем в замужестве и материнстве. С этим связано его участие в свадебной церемонии и дальнейшая связь с браком. Иногда Бхага как «Доля» фигурирует вместе с Аншей, то есть «Частью». Образ Бхаги в Ведах тесно связан с Солнцем, так как он правит светилом, появляется вместе с Савитаром, а Ушас, богиня зари, является его сестрой.

В позднейшей литературе Бхага теряет своё значение. Его имя становится синонимом богатства, славы и красоты. Обладатель же этих качеств — это бхагават, этим именем обозначается как бог, так и человек. В эпической литературе Бхага называется в числе прочих Адитьев. Но главным мифом, связанным с ним, становится история жертвоприношения Дакши, в котором рассказывается, как Шива, неприглашённый Дакшей, в гневе наносит увечья Адитьям, в частности, он ослепляет Бхагу, но потом, по его же просьбе, возвращает ему зрение. Его авестийское соответствие служит для обозначения Ахурамазды и Митры.

Половина.
Происходит от др.-русск. полъ; ср.: ст.-слав. полъ, болг. пол, сербохорв. по̑  «пол-, половина», словенск. ро̑l «сторона, половина», чешск. půl, словацк. роl, польск. pól, в.-луж. роł, н.-луж. рół. Вероятно, родственно алб. раlё «сторона, партия, раздел, отделение» из *роlnā. [М. Фасмер].


Русский: половина
Финский: puoli — ‛половина; сторона’;
Тамильский: pāl [< paku
‛делиться’] — ‛сторона’, pakal — ‛деление’;
Санскрит: bhaga — ‛наделитель, доля, счастье, имущество’;
Малайский: bahagian — ‛делить, разделять, доля, часть’;
Шумерский: ba [ba3; ba7] — ‛half; thirty’, ba [ba] — ‛to divide into shares, share, halve; to allot’, ba [ĝešba] — ‛a cutting tool’;
Аккадский: bāmtu — ‛half’;
Кит.: 分 [fēn] — ‛делить(ся); разделять(ся); выделять’.


Ноги у славянской и финно-угорской половины растут из дравидийских языков. В древности дравиды населяли современные Афганистан, Иран и даже Туркменистан и были ближайшими соседями индоевропейцев и финно-угров. Прародина индоевропейцев — Южный Урал, Южная Сибирь, Казахстан и Семиречье. Прародина финно-угров — Урал, Южная Сибирь и Алтай.

© TrueView
canis

Вулкан

Гефест (Ήφαιστος, Volcanus) —  бог огня, сын Зевса и Геры, хромой от рождения. Он считался искусным мастером, обрабатывающим металлы посредством огня. Лат. Vulcanus предположительно этрусского происхождения. В микенских текстах Гефест упоминается предположительно как A-PA-I-TI-JO. Греч. ηφαίστειο — вулкан.

Collapse )

© TrueView
canis

Скот

М.Фасмер: скот
Происходит от праслав. , от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. скотъ «скот, имущество (Пандекты Никона), деньги, подать» (часто в Пов. врем. лет, РП и др.), др.-русск. скотьница «казна», ст.-слав. скотъ (др.-греч. κτῆνος, ζῷον), русск. скот, скотина, укр. скот (род. п. скота́), белор. скоцíна, болг. скот «скот», сербохорв. ско̏т, словенск. skòt (род. п. skótа) «детеныш животного, приплод», др.-чешск. skuot, skót, чешск. skot «крупный рогатый скот», польск. skot, в.-луж., н.-луж. skót, полаб. sküöt. Заимствование из герм. (ср. готск. skatts δηνάριον, μνᾶ, др.-исл. skattr «налог», др.-сакс. skat «монета, состояние», др.-в.-нем. sсаʒ «denarius», нов.-в.-нем. Schatz «сокровище») вероятнее, чем родство с герм. словами. Принимая во внимание др.-фриз. sket «деньги, скот», Шварц предполагает лангобардско-варнский источник заимствования. Исконное родство готск. skatts и слав. skotъ не исключено. Марстрандер видит источник герм. слов в кельтск. этнониме Σκόττοι, напротив, Э. Леви — в осет. skΏætt «хлев». И то и др. недостоверно. Явно неверно предположение о чередовании гласных скот : щети́на (откуда скот якобы имел первонач. знач. «свиньи»), вопреки Ильинскому. Не может быть также речи о заимствовании из слав. в герм., вопреки Шрадеру, Брюкнеру, Ягичу, потому что в этом случае герм. tt остается совершенно неясным. Др.-русск. знач. «налог, подать» некоторые ученые пытаются объяснить как частное заимствование из др.-исл. Skattr. Якобсон тем не менее считает возможным родство слав. skotъ и щети́на и происхождение герм. skatt- из слав., причем герм. tt, по его мнению, передавало слав. t глухой смычный без придыхания.

Моя версия:

1. В санскрите глагол paś, paśyati означает «смотреть, видеть, глядеть, наблюдать, осматривать, понимать, знать, сознавать», páśu [pashu] «скот; мелкий домашний скот» [Cf. Zd. pasu; Lit. pecu; Old Pruss. pecku; Goth. faihu; Germ. fihu, vihe, Vieh; Angl. Sax. feoh; Eng. fee]. За скотом требовался присмотр.

2. Аналог в латыни pecus «скот; домашние животные; мелкий скот», вторичное pecunia [pecu] «имущество, состояние, собственность, деньги». В русском существует глагол печься, опекать, то есть приглядывать.

3. Глагол печься, вероятно, одного корня с глаголом бачить, только в языке они оказались разными путями. Корень древний и ему не менее десяти тысяч лет. Вот его версии в разных языках:

Yucatec Maya (Yucatán Peninsula, Mexico): pacat «глаза, вид; смотреть»;
K'iche' (Central Guatemala and Belize): b'aq' u wach «глаза»;
Китайский (южноминьский, min-nan): ba̍k-chiu «глаз»;
Польский: baczyć «смотреть, следить»;
Украинский: бачити «видеть», бачний «осмотрительный, осторожный»;
Турецкий: bakmak «смотреть, глядеть»;
Татарcкий: бақылау «наблюдать, контролировать, проверять».

М.Фасмер: бачить
... "видеть", южн., зап. (Даль), укр. ба́чити, блр. ба́чыць. Из польск. baczyć – то же, которое образовано из *ob-ačiti и связано с óko "глаз"; ср. гомер. ὤψ, εἰς ὦπα "в лицо" и т. д.; см. Траутман, BSW 4 и сл.; Бернекер 1, 24; Jagić-Festschrift 598. Следует отвергнуть объяснение Маценауэра (LF 7, 4) из тюрк. bakmak "видеть".

4. Слово скот одного корня с норв. skue «смотреть, глядеть». Готское saiƕan «видеть, смотреть». Греч. κοιτάζω «смотреть, глядеть, следить, присматривать», финск. katsoa «(по)смотреть; (по)глядеть». Готское skatts «деньги, монета» вторично. Сюда же лат. scio «знать», scientia «знание», кит. 识 [shí] «знать; быть знакомым».

© TrueView

canis

Знание — Сила!

Клинописное письмо появилось на юге Месопотамии, в Шумере, в конце 4 тыс. до н.э. Миф об Инанне и Энки повествует о том, что богиня Инанна, покровительница города Урук, крадет у бога Энки таблицы мудрости «мэ», чтобы сделать свой город развитым и цивилизованным, дав ему письмо.

Мэ (или Ме) — в шумерской мифологии — таинственные и могущественные божественные силы. Считалось, что эти силы управляют ходом развития мира, всеми божественными и земными институтами. Силами «мэ» могли обладать как боги, так и их храмы и даже целые города. При этом «мэ» могли покидать их обладателя, воплощаться в предметном виде, сохраняя при этом свои свойства. Также под «мэ» часто понимались данные людям свыше основы морали, регулирующие отношение людей с богами и между собой.

Шумеры считали, что «мэ» (в значении морального кодекса) были переданы людям богами через своих посредников — семерых мудрецов Абгаллу, которые также обучили людей ремеслам и искусствам. Эти мудрецы были созданиями-помощниками бога мудрости Энки, который, в свою очередь, получил «мэ» от Энлиля. Об этом, в частности, упоминается в мифе «Энки и мировой порядок».

В списке Сводеша под № 103:

1. монг. мэдэх, бурят. мэдэхэ, калм. медх, меджех “знать”;

2. др.-инд. mēdhā́ “мудрость, разум, понимание, мысль”, авест. mązdra- «мудрый, разумный”, mąz-dā-, maz-dā- “сохранять в памяти”;

3. аккадск. mūdû “знающий, мудрый”;

4. русск. мудрый;

5. др.-греч. μᾰθημᾰτικά < др.-греч. μάθημα “знание, изучение, наука”, μάθησις “наука, знание”, μάθος “знание, опыт, мудрость”, μανθάνω “учусь, замечаю, понимаю”;

6. науатль mati “знать”;

7. майя mats “знающий, образованный человек”, miyaats’  “мудрый, знающий”.

Греч. μάτι “глаз, зрение”. From Medieval Greek μάτιν which is in turn from the Ancient Greek ὀμμάτιον, diminutive of ὄμμα “eye”. Др.-греч. ὄμμα, ὄμματος “око, глаз”.

Маори mata “глаз”, японск. め[me] “глаз”, вьетнамское mắt “глаз”, малайск. mata “глаз”, бирманск. myethci “глаз”, myin “видеть”, малагасийск. maso “глаз”, mijery “смотреть”, гавайск. maka “глаза”, индонезиййск. mata “глаз”,  др.-египет. mAA “смотреть, посмотрите на, рассматривать, следить, проверять, искать на”.

Лит. matýti “смотреть”, русск. (с)мотреть.

Смотреть и видеть означает ЗНАТЬ.

Калька: бирманское si “знать”, англ. see “видеть”, финск. silmä “глаз”, русск. зрить (зырить), зенки, знать, шумерское. zu “знать”.

Слишком много одинаковых по форме и значению слов для случайного совпадения. Очень древний праностратический корень.

© TrueView

canis

Дәяӄ

Дый, Дий — Зевс в древнерусской литературе. По одной из гипотез образование русского Дий от основы Diw- «Зевс» (микен. di-we) указывает, что греческий Зевс был ипостасью общеиндоевропейского бога неба; основа Diw- присутствует и в славянском «день».

Лат. dies “свет, день”, англ. day “день”, русск. день. Кет. дәяӄ “солнце светит”. Кетское и' “день”, и “солнце”, навахо “солнце”. Кечуа inti, айм. inti, шум. utu “солнце, свет день”. Татар. ут “огонь, пламя, свет” (от и “солнце”), казах. от “огонь”, тур. ateş “огонь”.

Уту, в шумерской мифологии солнечный бог, сын бога луны Нанны, брат Инанны.

В кетском языке распространена преффиксация согласным “д”:

кет. диноӷот “жечь” < и “солнце”. Кетское диккут “свеча”. Навахо diltłi “гореть”. Шумерское di “светить”.

Кит. 天 [tiān] “небо; небесный, день”, нем tag “день”.

Лат. deus (pl. dei, dii или di) “бог, божество”, кит. 帝 [dì] “бог”, навахо diyin “святой”.

Все приведенные слова, вероятно, являются однокоренными от певросновы И “солнце”.

И не забудем лат. ignis “огонь”, др.-русск. огнь, ст.-слав. огнь, русск. огонь, укр. ого́нь, болг. о́гън, сербохорв. о̀гањ, о̀гња, словенск. ògǝnj, чешск. oheň, словацк. оhеň, польск. ogień, в.-луж. woheń, н.-луж. hogeń, лит. ugnìs, вост.-лит. ùgnis, латышск. uguns, др.-инд. agníṣ, хеттск. agniš “огонь”, лит. agnùs “огненный”.

© TrueView

canis

Десятка

Господа хорошие и профессиональные, цари царей, знатоки и знахари, алхимики и искатели грааля! Как вы думаете, случайно ли шумеры, китайцы, римляне и др. обозначали десятку крестом?

Шумерская десятка (u9 «десять»):


Китайская десятка: 十 [shí] «десять; десятый».
Римская десятка: Х

------------------------

По-китайски 一点儿 [yīdiǎnr] — «единый (один, единственный)». Не узнаете в транскрипции слав. еден?

В аккадском языке во времена Ашшурбанипала (VII век до н.э.):
êdu — один;
êdinušam — однажды, единожды;
êdinitu — единственная (ж.р.);
êdênû (еден?) — один, единственный, одинокий.

А рай был на равнине в Эдене-Эдеме близ древнейшего в мире города Эриду и халдейского Ура, где все ровно и одинаково.

Письменные источники, относящиеся примерно ко II тыс. до н. э., к старовавилонскому периоду, повествуют, что начало своей истории и культуры шумеры отсчитывали от создания древнейшего в мире города. Этот город — первое, что было создано после отделения света от тьмы и возникновения земли из первородного хаоса. В шумерской традиции Эриду, подобно священной горе Ницир, отмечал центр мира. Его создатель — Бог Энки, владыка мирового океана и земли, плавающей на его поверхности, наделил Эриду скрижалями «ме», содержащими имена всех сущностей мира, знание которых давало власть над ними. Не случайно иудаизм, христианство и ислам тоже считают Эриду священным городом — первобытным Эдамским садом, местом рождения человечества, куда «царская власть спустилась с небес». Эриду был одним из главных религиозных центров Шумера. Здесь, в Эриду, в центре мира, из столетия в столетие люди возводили свои храмы, молились богам на одном избранном в незапамятные времена месте, месте священного мирового дерева. [1]

В Эриду правил мифический Адапа (Адам) — первый человек, бывший наполовину богом, наполовину человеком-героем, по одному из мифов — родной сын самого Энки (Эа). Считалось, что именно Адапа принес в город цивилизацию с острова Дильмун (Бахрейн).

Лат. idem «тот же самый, тот же, один и тот же». Кит. 一 [yī] «один».

© TrueView

canis

Криве-Кирвайто

Появление пруссов на исторической арене исследователи относят, как правило, к середине 1 тыс. н. э. До этого периода в Самбии и Натангии (нынешняя Калининградская область) была распространена т.н. культура эстиев – как считается, балтоязычного народа. Однако, археология отмечает сильное кельтское влияние на местное население, послужившее чуть ли не основой формирования указанной культуры [1].

Collapse )

canis

Асы


Асы (др.-сканд. м. р. ед. ч. áss (ǫ́ss, ás), мн. ч. æsir; ж. р. ед. ч. ásynja, мн. ч. ásynjur) — в германо-скандинавской мифологии основная группа богов. Верховным богом и вождём асов был Один. Живут в Асгарде — стране богов-асов, находящейся на небе.

Collapse )

© TrueView